Экс-схиигумена Сергия отправили в колонию на семь лет
Срок бывший клирик получил за возбуждение ненависти и вражды к представителям иных религиозных конфессий. Уже через полгода он может претендовать на УДО, однако защита считает, что просьбу вряд ли удовлетворят
Читать на полной версииБабушкинский суд Москвы вынес приговор по второму делу отлученного от церкви схимонаха и бывшего схиигумена Екатеринбургской епархии Русской православной церкви Сергия (в миру Николай Романов). Ему было назначено наказание в 5,5 года лишения свободы за возбуждение ненависти и вражды к представителям иных религиозных конфессий. По совокупности с приговором по первому делу клирик получил семь лет заключения. Защита заявила, что с исходом дела не согласна и планирует обжаловать приговор.
К приговору по делу бывшего священника, получившего известность в СМИ после того, как он стал публично отрицать коронавирус (его проповеди журналисты даже прозвали «ковид-диссидентскими»), правоохранители подготовились заранее. К зданию суда пригнали полицейский автобус. Но он не понадобился: примерно полсотни граждан, сочувствующих подсудимому, вели себя достаточно мирно. Около десятка из них пустили в зал, который оказался заполненным журналистами. Остальные остались ждать развязки в коридоре или на трансляции в соседнем зале.
Проповеди священника
Доставленный под конвоем 67-летний подсудимый, несмотря на отлучение от церкви, продолжал проповедовать даже в зале суда и осенять всех присутствующих крестным знамением. Однако речь «батюшки», одетого в черную рясу, прервала судья Наталья Курышева. Поскольку по новым правилам служители Фемиды оглашают вводную и резолютивные части приговора, она уложилась в считаные минуты.
Суд признал Николая Романова, а также представшего вместе с ним перед судом бывшего пресс-секретаря Среднеуральского женского монастыря 34-летнего Всеволода Могучева виновными в «возбуждении ненависти либо вражды по признакам национальности или религии с использованием СМИ, совершенном организованной группой» (п. «в» ч. 2 ст. 286 УК РФ).
В основу уголовного дела легли шесть проповедей Романова, которые были выложены с 19 декабря 2019 года по 18 июля 2020 года на YouTube-канале Всеволода Могучева. В них, как гласило обвинение, содержались высказывания, направленные против евреев, иудеев, мусульман и католиков. Выступления содержали «унижающие их характеристики».
Могучев, как утверждало следствие, входил в преступную группу, созданную Романовым. Он, «разделяя убеждения» клирика, «обеспечил» составление текстов его речей, организовал видеосъемку противоправных обращений и «осуществил их распространение» в СМИ и с помощью интернета.
В ходе судебного процесса, который длился с августа 2022 года, подсудимые вину не признали. Могучев настаивал, что ни в какую преступную группу не входил, а лишь выполнял обязанности пресс-секретаря монастыря. По его мнению, проповеди отца Сергия носили «сугубо духовный характер». Такой же линии придерживалась и защита экс-священника.
Однако суд с фигурантами не согласился. При этом подсудимым было назначено ровно такое наказание, о котором ранее просила прокурор: пять лет лишения свободы в колонии общего режима для Могучева и пять с половиной лет семь лет для Романова.
Поскольку последний 30 ноября 2021 года был приговорен Измайловским судом столицы к 3,5 года лишения свободы за склонение к самоубийству, самоуправство и нарушение права на свободу совести и вероисповедания (ч. 3 ст. 110.1, ч. 3 ст. 148 и ст. ч. 1 ст. 330 УК РФ), то окончательное наказание судья определила в семь лет заключения.
Единственная экспертиза
Адвокаты осужденных заявили, что не согласны с приговором суда и подадут на него жалобу в Мосгорсуд. По мнению адвоката Николая Романова Павла Бабикова, его подзащитного фактически осудили «за проповедь священника». «В этих проповедях для кого-то содержались оскорбительные суждения, но лишь для тех, кто не посвящен в духовную жизнь и кто их оскорбительно толкует», — сказал он.
Так, он указал, что его подзащитный критиковал «ересь папизма», а не осуждал всех католиков. «Про мусульман он не говорил практически ничего, но эксперт решила, что использованное Сергием слово «магометане» относилось ко всем мусульманам», — сказал защитник.
По его словам, следствие ограничилось проведением по делу лингвистической экспертизы, которую, несмотря на название, провели в негосударственном экспертном учреждении — Московском государственном лингвистическом университете. Ее делала один единственный эксперт Галина Хизриева, которая обучалась исламскому праву в Дагестанском гуманитарном университете.
К исследованию не привлекли ни религиоведа, ни культуролога, ни психолога, что является нарушением методик Минюста и МВД или ФСБ. «Нужно было вначале понять, о чем речь, а потом смотреть, есть ли там экстремизм», — заметил защитник, добавив, что суд отказал в проведении по делу повторной экспертизы.
Он отметил, что допрошенные в суде свидетели со стороны защиты рассказали, что в монастырь к отцу Сергию приезжали многие, в том числе евреи и иудеи, и батюшка «никого не делил по признакам национальности».
Также, по мнению защиты, следствие искусственно создало «организованную группу», для чего посадило на скамью подсудимых Всеволода Могучева. В противном случае Сергию должны были инкриминировать более мягкую часть 1 статьи 282 УК РФ. Однако он под нее не попадал, так как она подразумевает разжигание ненависти либо вражды в интернете, после привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года, отметили адвокаты.
Приговор суда защита осужденных обещала обжаловать в Мосгорсуде. Примечательно, что уже через полгода с учетом времени, который Романов провел под стражей в ходе следствия и судебных процессов, он может просить об условно-досрочном освобождении как отсидевший половину срока. Однако защита считает, что по УДО их подзащитного вряд ли выпустят.
Разделение дела
«Не для того из одного дела сделали два», — сказал Бабиков. По его словам, изначально эпизоды, по которым Романов был сейчас осужден, входили в первое дело, но позже их выделили в отдельное производство. При этом, касаясь причин возбуждения уголовных дел против отца Сергия, защитник высказал мнение, что «влиятельного» клирика изолировали от общества за его «позицию к РПЦ» и конфликт с Екатеринбургской епархией. «Резкие заявления Романова насчет пандемии и другие просто явились триггером. Там было много моментов, в том числе серьезные финансовые вопросы. Он готовился строить самый большой в России православный храм Святой Софии, уже был выкуплен земельный участок. Это был скорее внутрицерковный конфликт», — поделился мыслями о причинах возбуждения дела адвокат. По его мнению, Романова «просто убрали» руками правоохранительных органов.
Адвокаты добавили, что помимо обжалования приговора они намерены дойти до Конституционного суда, чтобы оспорить норму, которая позволила закрыть процесс для обеспечения безопасности его участников. Произошло это после того, как единомышленники экс-схиигумена окропили прокурора святой водой.