Япония ограничит экспорт вакцин и медоборудования в Россию
До сих пор это не попадало под антироссийские санкции. Что входит в перечень? Какие риски в этой связи могут возникнуть для российской медицинской отрасли?
Читать на полной версииОбновлено в 12:50
Япония запретит экспорт в Россию вакцин и медицинского оборудования. Так сказано в документе, опубликованном японским министерством экономики и торговли. Оно сообщило о новом пакете санкций, который вступит в силу 3 февраля.
До сих пор медоборудование и препараты не попадали ни под какие антироссийские санкции. США освободили от санкций даже банковские расчеты за лекарства. Этим летом и Евросоюз обсуждал возможность разморозки части активов российских банков, в том числе для расчетов за медикаменты.
Возможно, что в данном случае речь идет о медицинских изделиях военного назначения, как пишет ТАСС. Потому что цель нового пакета санкций, как заявлено, «ограничение военного потенциала России».
В новом перечне более 80 наименований, включая роботов, оборудование для атомных объектов, различные химические вещества, в том числе слезоточивый газ и порошок для снятия отпечатков пальцев.
В сообщении о введении Японией дополнительных санкций против России говорится, что целью запрета является недопущение увеличения военного потенциала России, а при принятии мер правительство страны руководствовалось ограничениями, уже введенными другими странами.
Товары, запрещенные к экспорту, в японском правительстве разделили на несколько категорий. В первую попали ядерные материалы, установки и устройства, водометные системы, дубинки, удерживающее оборудование, оборудование для разведки нефти и природного газа и кольцевые магниты.
Во второй оказались материалы, химикаты, микроорганизмы и токсичные вещества. В том числе слезоточивый газ, дактилоскопический порошок, дозиметры, электролитические элементы, охлаждающее оборудование и оборудование для производства композитных материалов. В этой же категории оказались вакцины, медицинские изделия, диагностические и тестовые наборы. Какие именно, не уточняется. Но есть отдельная категория, куда вошли вещества, используемые в качестве сырья для химических препаратов военного назначения.
Кроме того, к ввозу запретят товары, связанные с обработкой материалов. В том числе взрывчатые вещества, рентгеновское досмотровое оборудование, подшипники, переносные генераторы, роботы, лазерные сварочные аппараты, крупногабаритные буровые станки, оборудование для гальваники и другое.
О том, какие риски могут возникнуть для российской медицинской отрасли, говорит профессор Сколковского института науки и технологий Дмитрий Кулиш:
Дмитрий Кулиш профессор Сколковского института науки и технологий «В фармацевтике, в тонкой фармацевтической химии у Японии нет никаких глобальных конкурентных преимуществ перед Индией, Китаем, Сингапуром. Нет риска по базовым лекарствам, по сложным нишевым химикатам. Десять лет назад я работал в Пермской химической компании и поставлял в Японию довольно сложные электродные газы. Уверяю вас, химия российская была сильнее химии японской, японцы относились к нам как к великим химикам, поэтому никаких проблем с тонкой химией не будет. Япония делает лучшие в мире спектрофотометры. Спектрофотометры — это очень важные приборы, которые используются везде по списку: в оборудовании для разведки нефти, для обработки радиоактивных материалов, в медицинских устройствах. Тут у нас будет проблема, но люди, работающие сегодня со спектрофотометрами, мне уже сказали, что они легко заменяются китайскими, нужно полгода приноровиться, и все заработает. С роботами то же самое. В «Сколтехе» сегодня используется много японских роботов. Я только что позвонил своим знакомым, спросил, сколько времени надо, чтобы заменить их на свою сборку и на китайские, они сказали, наверное, год».
О том, как новый пакет санкций может сказаться на российской военной промышленности, рассуждает военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев:
О том, почему дополнительные санкции Япония вводит именно сейчас, рассуждает корреспондент ТАСС в Токио Алексей Заврачаев:
Алексей Заврачаев корреспондент ТАСС в Токио «Если говорить о тайминге введения санкций, можно сделать акцент на том, что Япония с этого года председательствует в «Группе семи». Одним из посылов, которые озвучили представители японского руководства, включая премьер-министра Фумио Кисиду, было то, что Япония продолжит со своими международными партнерами, в первую очередь с «Группой семи», продолжать оказывать поддержку Украине и вводить санкции в отношении России. Возможно, это связано с этим. Если бы речь шла обо всех медицинских изделиях или всех вакцинах, то с гуманитарной точки зрения это было бы серьезно. Поскольку речь идет о военном назначении, мне кажется, все-таки достаточно узкая часть конкретно этих веществ, о которых идет речь, причем они не четко конкретизированы. Какие-то крупные вещи уже до этого были введены, предметы роскоши и так далее, дорогие автомобили — все это гораздо более существенные статьи экспорта».
Также под экспортные ограничения Японии попадут 49 компаний. Вводятся и персональные санкции в отношении 36 физических лиц.
Накануне новые персональные санкции ввел и Минфин США. В так называемый SDN-лист попали глава Минпромторга Денис Мантуров, глава Татарстана Рустам Минниханов и другие лица. Минфин США признал ЧВК «Вагнер» транснациональной криминальной организацией. Кроме того, в санкционный список добавили еще несколько структур холдинга «Интеррос» Владимира Потанина. В этот раз это «Интеррос инвест», «Кэпитал» и две отдельные кипрские структуры
Ранее замгоссекретаря США Виктория Нуланд заявляла, что в США готовы рассмотреть возможность смягчения антироссийских санкций в случае вывода Москвой войск с территории Украины.