Одной из причин того, что президентские выборы в Турции проводятся досрочно, некоторые считают нелегитимность как такового выдвижения Реджепа Тайипа Эрдогана. Ведь фактически он претендует на третий срок. Он победил на первых в стране прямых выборах в 2014 году, а затем переизбрался в 2018-м. Между тем конституция страны предусматривает максимум два президентских срока. С другой стороны, в 2017 году в стране прошел референдум, который сменил парламентскую форму правления на президентскую и таким образом обнулил первый срок Эрдогана.

Назначение даты выборов заставляет эти дискуссии смолкнуть. Но кто бы ни победил на выборах, на внешнюю политику Турции и ее отношения с Россией это значительно не повлияет, считает турецкий политолог Тогрул Исмаил:

Тогрул Исмаил политолог «Есть различные разговоры о том, может ли участвовать Эрдоган в этих выборах. Я думаю, что все учитывалось, исходя именно из этого. Во время предыдущих выборов для президента страны тоже было не все гладко. Силы [разделились] практически поровну. Нынешняя ситуация, экономические вопросы, конечно, создают определенные трудности. Но итоги выборов не поменяют ситуацию. Турция будет придерживаться в экономическом смысле взаимосвязанности с западными странами, в частности с ЕС. Россия и Турция — два крупных государства евразийского региона. От состояния отношений этих государств зависит многое в этом регионе».

И все же главная угроза переизбранию Эрдогана состоит в падении его популярности среди его традиционного электората — в основном консервативного и националистического. Инфляция в Турции в 2022 году превысила 64%. Уровень безработицы хоть и заметно снизился за последние два года, но все равно находится на достаточно высоком уровне — более 10%. За счет этого число желающих за него голосовать снижается не только в традиционно противостоящих ему крупных городах, таких как Стамбул и Измир, но и в провинции, которая всегда была категорически за него.

После того, как мэра Стамбула 52-летнего Экрема Имамоглу приговорили к тюремному сроку за «оскорбление власти», из-за чего он теперь не может заниматься политикой, оппозиционная коалиция медлит с выдвижением единого кандидата. Вовсю идут разговоры о том, что им станет лидер республиканцев Кемаль Кылычдароглу. Но он на шесть лет старше уже немолодого Эрдогана. И многих он раздражает. Поэтому чем раньше пройдут выборы, тем больше шансов у нынешнего президента на переизбрание, утверждает президент Ассоциации евроатлантического сотрудничества Татьяна Пархалина:

Татьяна Пархалина президент Ассоциации евроатлантического сотрудничества «Была информация, что Эрдоган хотел еще ближе к сегодняшнему дню эти выборы перенести, но по техническим причинам это было невозможно. И этим объясняется его очень активная внешнеполитическая деятельность в ответ на просчеты в экономической политике и сложную ситуацию во внутренней политике. Он хотел продемонстрировать своему народу успешность на внешнеполитической арене. Этим объясняется его активность как медиатора в переговорах между Россией и Украиной по зерновой сделке. Исход выборов во многом зависит от умелости Эрдогана обуздать оппозицию».

С выборами в турецкий парламент — меджлис, — которые пройдут одновременно с президентскими выборами, тоже все непросто. Если Народно-республиканская партия, входящая в состав шестипартийной оппозиционной коалиции, в него пройдет — а она обычно набирает порядка четверти голосов, — то высокий процентный барьер наверняка отсеет большую часть из них. То есть не исключен даже совершенно новый для Турции вариант, когда страной будет руководить президент, притом что парламентское большинство будет находиться к нему в оппозиции.