Одобренный по СМС кредит признали недействительным
Эксперты полагают, что новое решение Верховного суда может изменить судебную практику и заставить банки пересмотреть подходы к обеспечению безопасности операций
Читать на полной версииВерховный суд России удовлетворил жалобу клиентки, признав ничтожным кредитный договор, который она оформила на мошенников по СМС. Ранее, как правило, суды вставали на сторону банков в таких спорах.
В марте 2020 года клиентка ХКФ-банка сообщила мошенникам по телефону два СМС-кода. По ним банк дистанционно одобрил ей кредит на сумму более чем 200 тысяч рублей под почти 19% годовых. После этого злоумышленники вывели деньги. Клиентка обратилась в суд с просьбой признать договор недействительным, утверждая, что не заключала сделку. В ХКФ-банке обвинили в произошедшем саму клиентку, потому что в СМС указана цель операции и предупреждение никому не сообщать код. Первые три инстанции встали на его сторону.
Это распространенная ситуация. Позицию кредитных организаций комментирует гендиректор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Роман Ромачёв:
Неожиданно Верховный суд России направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Ранее в подобных спорах суды обычно вставали на сторону банка. Но это еще ничего не значит, говорит адвокат Евгения Колесникова:
Евгения Колесникова адвокат «Как суды нижестоящих инстанций будут рассматривать, что они возьмут в основу доказательной базы, как они будут пересматривать имеющиеся материалы дела — посмотрим. Практика, к сожалению, складывается не в пользу граждан, взыскивают, накладывают обеспечительные меры и производят выплаты в пользу банка. В моей практике были случаи, когда родственники, в частности, бывший супруг на стадии развода воспользовался телефоном супруги и путем СМС-уведомлений набрал кредитов. Кто был на том конце телефона, кто принимал эту заявку, какие данные уточнялись в момент получения этого кредита — эти все обстоятельства должны быть исследованы судом, они должны быть отражены в законе, тогда это будет прямая причинно-следственная связь для взыскания именно с этого гражданина. В основном суды встают на сторону банка, потому что не совсем правильно оформлены документы. Если практика изменится в этом направлении, мы будем только рады, потому что граждане действительно страдают от телефонных мошенников в сфере кредитования, нужно пересматривать законодательство в этой части».
Прежде подобные дела дальше повторного слушания не проходили. Ситуация может измениться, если кредитные организации пересмотрят подходы к защите операций клиентов.