Toyota разрешила российским дилерам параллельный импорт
Правда, при условии строгого соблюдения требований безопасности, разработанных Toyota. Письмо компании партнерам есть в распоряжении редакции Business FM
Читать на полной версииКомпания Toyota направила своим российским дилерам письмо, из которого следует, что им для гарантийного ремонта и обслуживания разрешается использовать запчасти, ввезенные не напрямую от автопроизводителя, а по параллельному импорту.
Письмо было написано в конце прошлого года и предоставлено в суд как доказательство, что компания выполняет свои обязательства перед российскими потребителями. Иск к автопроизводителю еще весной подали Общественная потребительская инициатива и Роспотребнадзор. Вот что рассказывает председатель общественной организации «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов:
Олег Павлов председатель общественной организации «Общественная потребительская инициатива»«Благодаря нашему с Роспотребнадзором иску мы заставили Toyota возобновить импорт запчастей и деталей, необходимых для гарантийного текущего технического обслуживания автомобилей. Речь идет о суде с Toyota, который начинался в Мытищинском городском суде, потом дело перенеслось на Московский областной суд, и в этом суде мы отказались от иска, потому что Toyota исполнила то, чего мы от нее требовали в судебном порядке. Граждане еще сталкиваются с различными проблемами, и вот в случае с Toyota нам этот вопрос удалось решить. Многие компании ссылаются на невозможность таких поставок. Но этим прецедентом с Toyota мы доказали, что это возможно, причем как напрямую, так и через легализованный российским правительством механизм параллельного импорта. У нас есть информация о том, что некоторые другие автоконцерны, к которым мы подавали иски, тоже начинают импортировать. Пока не будем их разглашать, но сам факт такой. Санкции — это не отговорка».
Кроме того, в письме говорится, что у Toyota налажены регулярные прямые поставки деталей. Японский концерн, как и другие автопроизводители, и так возил какие-то запчасти в Россию, тем более что в сентябре они заявили, что никуда из России не уходят и продолжат обслуживать свои автомобили. Вот только клиенты все равно ждут ремонта порой по несколько месяцев.
Эксперты говорят, что тотального дефицита нет и не будет, но по отдельным позициям действительно могут быть проблемы. Дело в том, что такие расходники, как тормозные колодки или фильтры, делают не только автопроизводители, а значит, найти и привезти их в Россию сравнительно нетрудно. А вот со сложными электронными деталями или, к примеру, частями кузова ситуация другая. В некоторых случаях их вообще никто, кроме автопроизводителя, не выпускает, а значит, чтобы наладить поставки параллельным импортом, нужно или договариваться напрямую, или закупать дороже в других странах.
Письмо Toyota — позитивный сигнал, считает эксперт инфраструктурного центра «Автонет» Московского политеха Юрий Урюков.
Юрий Урюков эксперт инфраструктурного центра «Автонет» Московского политеха «Санкционное давление колоссальное. Крупные автопроизводители, как показывает опыт передачи производств России и различные демарши с российского рынка, безусловно, санкционному влиянию подвержены. Конечно, они будут соблюдать основные ограничения. С другой стороны, все мы понимаем, что автопром в любом случае бизнес, и Россия крупный рынок. Так или иначе компании все-таки пытаются здесь, если все-таки они остались в стране, хоть как-то удержать клиентов, хоть как-то их поддержать. В любое случае, конечно, поставки деталей идут, без запчастей мы не останемся. Крупные компании тоже пытаются так или иначе помочь дилерам. То письмо, которое было опубликовано Toyota, в частности, говорит о том, что марка не собирается полностью бросать своих клиентов, марка о них заботится. На мой взгляд, это позитивный сигнал, который позволяет надеяться, что Toyota останется в России и будет здесь так или иначе продолжать деятельность, несмотря на то что завод под Санкт-Петербургом по факту закрыли, там происходит увольнение персонала».
Такое письмо, скорее всего, будет иметь последствия для Toyota, считает адвокат «Форвард Лигал» Людмила Лукьянова.
Людмила Лукьянова адвокат «Форвард Лигал» «Письмо Toyota написано достаточно аккуратно. Во-первых, не очень понятно, действительно официальный это документ или нет. С точки зрения российского санкционного законодательства пока Toyota находится в официальном перечне тех правообладателей, которые отказались сотрудничать с Россией. Так, Toyota и Lexus находятся в списке перечня товаров, которые можно ввозить путем параллельного импорта. Нужно достаточно критично относиться к этому письму как к официальному подтверждению ввоза товаров Toyota и самой Toyota. Но, безусловно, это письмо может стать основанием для того, чтобы госорганы, которые отвечают за санкции и исполнение санкционного законодательства, пристально посмотрели и задали Toyota вопрос. Я думаю, что с учетом освещения этой истории, безусловно, такие вопросы Toyota получит».
Никто из автопроизводителей нарушать санкционный режим, конечно, не будет, риски слишком велики. Видимо, каждая компания, не ушедшая из России окончательно, рано или поздно наладит подходящую систему поставок и решит логистические проблемы. И схема Toyota выглядит вполне логичной. Вероятно, напрямую Toyota будет возить те запчасти, которые не попали под санкции, а по параллельному импорту все остальное. К тому же на случай нехватки прямых поставок у дилеров будут развязаны руки.