Историю биржи Bitzlato и ее основателя Анатолия Легкодымова можно назвать трагедией криптовалютного Икара, который летел слишком близко к регуляторному солнцу. Или, быть может, трагикомедией. Bitzlato появилась на свет в середине нулевых как телеграм-обменник криптовалюты под названием ChangeBot. За несколько лет проект расширился до «единой криптоплатформы, включающей биржу, p2p-обменник, майнинг-пул и защищенные кошельки». Как указано в профиле компании на портале «Хабр карьера», к концу своего пути он занимал второе место в России по объему операций среди p2p-обменников.

Финал известен: на этой неделе 40-летнего бизнесмена арестовали в Майами. Выдвинутые обвинения озвучивает корреспондент NBC Кен Дилейниан:

«Как утверждается, основанная им криптобиржа Bitzlato была гигантской схемой по отмыванию денег, через которую незаконно проводились средства более чем на 700 млн долларов. В документах приводятся выдержки из корпоративных чатов, в которых Легкодымов признает, что его клиенты «известные жулики». Американский Минюст стремится продемонстрировать, что ведомство может дотянуться до организаторов отмывания денег даже за пределами США. Сама биржа базировалась в Гонконге, но работала в том числе с клиентами в Нью-Йорке, где и будет проходить процесс. Власти США также наложили санкции на саму компанию, что в финансовом плане эквивалентно смертному приговору».

Судя по пресс-релизу Минюста США и скорости, с которой сайт биржи превратился в заглушку с уведомлением о заморозке сервиса силами киберподразделения французской жандармерии, Bitzlato саботировали изнутри. Прокуроры ссылаются не только на переписку в корпоративном чате компании, но и на «общую папку руководства». Как утверждается, в одной из таблиц менеджмент оценил позиции биржи следующим образом: «Плюсы: нет процедуры know your client. Минусы: грязные деньги».

По версии следствия, из операций на общую сумму в 4,5 млрд долларов более 700 млн пришлись на незаконные транзакции, в том числе от клиентов наркомаркетплейсов и хакеров-вымогателей. Обвинения как минимум в невнимательности при проверке клиентов вряд ли окажутся голословными: как видно в архивной копии сайта, вторая же ссылка в разделе «Bitzlato в СМИ» ведет на хвалебную статью о том, как биржа позволяет торговать криптовалютой без установления личности. Продолжает основатель платформы стабильных криптовалют Stasis.net Григорий Клумов:

Григорий Клумов основатель платформы стабильных криптовалют Stasis.net «Сообщество знало, что эта площадка не предъявляет таких строгих требований к идентификации клиента. Например, Telegram и их бот, который работал через их площадку, вообще никаких документов не спрашивал при достаточно крупных объемах операции. Поэтому это был вопрос времени, когда через эту лазейку какой-то недобросовестный участник проведет транзакцию. Особенно сейчас, когда ушла ликвидность с рынка и видно, кто плавал без трусов, — были выявлены большие компании с нарушениями того или иного законодательства. Coinbase — американская биржа с американским менеджментом — только что заплатила 100 млн долларов: 50 млн штрафа и 50 млн обязалась инвестировать в улучшение своих процессов KYC. Там тоже были нарушения, просто они были незначительные. Но у компании Bitzlato, видимо, были настолько значительные нарушения, что никто даже договариваться о штрафе не собирался».

На сообщениях об аресте россиянина Легкодымова в США часть российских СМИ, как и отдельные собеседники Business FM из числа участников рынка, предположили, что дело имеет политическую подоплеку. С учетом интереса американского Минюста к американским же криптопроектам это выглядит маловероятным. Кроме 100-миллионных взысканий с Coinbase в США, буквально месяц назад был экстрадирован американец Сэм Бэнкман-Фрид, основавший FTX — некогда одну из крупнейших криптобирж в мире.

В любом случае главный вопрос сохраняется: как основатель Bitzlato, предположительно, обсуждая с менеджментом «грязные деньги» клиентов и чуть ли не открыто рекламируя отсутствие процедуры KYC, догадался руководить проектом из США? По данным американского Минюста, хотя биржа была зарегистрирована в Гонконге, сам Легкодымов уже второй год работал из Майами, где он в итоге и был арестован.