Обновлено в 22:53

От разработки турбины ГТЭ-110М до запуска ее в серию прошло примерно десять лет. Работы активизировались после воссоединения Крыма с Россией и последовавших за этим санкций, из-за которых немецкая Siemens отказалась от поставок турбин большой мощности для двух новых электростанций на полуострове. В 2017 году был скандал с немецкими турбинами в Крыму, которые, по утверждению производителя, попали туда в обход санкций.

В том же году испытания российской турбины большой мощности были приостановлены из-за аварии, которая привела к ее разрушению. Тем не менее агрегат удалось довести до серийного выпуска. Продолжает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин:

Сергей Пикин директор Фонда энергетического развития «Было несколько проектов по локализации газовых турбин большой мощности. Этот проект, по сути, единственный, который добрался до финиша. Все остальные проекты так или иначе были связаны с взаимодействием с иностранными компаниями, которые в полной мере не работают больше в России либо в принципе больше не работают. Понятно, что турбина первая. Сравнивать ее с турбинами Siemens и General Electric можно в той части, что ее проще эксплуатировать в российских условиях. Весь сервис этой турбины российский. Надо, чтобы все-таки прошло время. Год-два эксплуатации покажут, как она работает, какое количество отказов есть, сопоставима она с зарубежными аналогами или нет».

Российская турбина предназначена для установок электрической мощностью 115 мегаватт. Такая же мощность была и у немецких турбин, которые Siemens отказалась поставлять в Крым. По словам первого заместителя гендиректора «Ростеха» Владимира Артякова, слова которого приводит пресс-служба Объединенной двигателестроительной корпорации, российская разработка станет основой программ модернизации генерирующих компаний. Энергетикам нужно несколько десятков единиц такого оборудования, а выпускать пока будут только по две турбины в год. Так что сама модернизация может растянуться на десятилетия, если только российская промышленность не сумеет резко увеличить выпуск этих агрегатов. Продолжает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Потребность российской электроэнергетики оценивалась в четыре-пять турбин в год, то есть мы видим, что даже в планах существует определенное отставание между потребностями и производственными возможностями. Конечно, хорошо, что заявили о производстве в железе турбины, но понятно, что с точки зрения массового производства вопросов будет довольно много. И по комплектующим, и по запчастям. Мы же прекрасно понимаем, что в любой российской продукции все равно есть доля импорта. Производитель не называет же, на сколько процентов это российское изобретение и все ли из «дружественных» стран поставляется. Посмотрим, как все это будет выглядеть».

Установленные на российских электростанциях западные турбины рано или поздно выработают свой ресурс. Возможно, это произойдет даже раньше, чем ожидалось, так как их иностранные производители отказались от их обслуживания. Так что менять турбины в любом случае придется. Главное, чтобы было, на что. Так что следующая задача наладить массовый выпуск российских турбин большой мощности.