Потомки экс-владельца «Подсолнухов» Ван Гога потребовали вернуть им картину
В 1934-м немецкий еврей Мендельсон-Бартольди отдал полотно «Подсолнухи» парижскому арт-дилеру Полу Розенбергу, а в 1980-х картина появилась на аукционе Christie's и была продана японской компании Yasuda Fire & Marine Insurance. Сейчас «Подсолнухи» выставляются в музее района Синдзюку в Токио
Читать на полной версииНаследники Пауля фон Мендельсона-Бартольди требуют вернуть одну из картин «Подсолнухи» Ван Гога, утверждая, что страховщик неправомерно получал выгоду с полотна много лет, «зная, что картина стала жертвой нацистской политики, и делая вид, что это не так». Сейчас картина находится в Японии.
Немецкий банкир, родственник композитора Феликса Мендельсона, владел одним из крупнейших частных банков Германии в первой половине XX века. А еще у него была впечатляющая коллекция картин, в которую входили работы Пикассо, Моне, Мане, Ренуара и Ван Гога.
В 1934-м Мендельсон-Бартольди отдал полотно «Подсолнухи» парижскому арт-дилеру Полу Розенбергу. Тогда по всей Германии евреев лишали активов. А в 1980-х картина появилась на аукционе Christie's и была продана за рекордные на тот момент 40 млн долларов японской компании Yasuda Fire & Marine Insurance. Это старое название компании Sompo. Сейчас «Подсолнухи» выставляются в музее района Синдзюку в Токио.
О перспективах такого разбирательства рассуждает партнер и адвокат коллегии адвокатов Delcredere Анастасия Тараданкина:
Анастасия Тараданкина партнер и адвокат коллегии адвокатов Delcredere «История с возвратом объектов искусства, которые были отобраны в нацистской Германии у евреев, продолжается уже не первый десяток лет. Достаточно много судов идет и на территории Европы, и прежде всего в США. Есть кейсы, когда Федеральный суд США уже выносил решение в пользу истцов, причем интересен тот факт, что фактическая добросовестность приобретателя здесь не имеет существенного значения, потому что самое важное — это доказать принадлежность объекта искусства семье еврейского происхождения на момент того, когда произошла передача представителю нацистской Германии. В этом случае предполагается, что это происходило под давлением, в результате есть кейсы, когда картины возвращаются семьям. В 2022 году во Франции был принят закон о том, что все те объекты искусства, картины, которые были во время войны и во время нацизма отобраны у еврейских семей во Франции, безвозмездно будут возвращены из государственных музеев наследникам, которые удастся найти. С учетом всех деталей у истцов есть определенные перспективы на успех».
Картина в последний раз покидала Японию в 2002 году. Тогда ее предоставили Чикагскому институту искусств на время выставки картин Ван Гога. Компания Sompo в переписке с музеем тогда опасалась, что полотно может столкнуться с «проблемой конфискации» из-за ее прошлого, связанного с нацизмом.
«Подсолнухи» представляют собой два цикла картин Ван Гога. Первую серию с лежащими цветами художник создал в Париже в 1887 году. Вторую — с подсолнухами в вазе — Ван Гог выполнил через год в Арле.