Прокуратура потребовала приговорить экс-схиигумена Сергия к семи годам колонии
Такое наказание запросила для него прокурор в рамках второго дела — о разжигании ненависти и вражды. Для представшего вместе с ним перед судом Всеволода Могучева обвинение запросило на два года меньше
Читать на полной версииОбновлено в 18:00
Обвинение потребовало приговорить Николая Романова к семи годам лишения свободы в колонии общего режима. Речь идет об отлученном от Церкви схимонахе и бывшем схиигумене Екатеринбургской епархии Русской православной церкви Сергии. Об этом Business FM сообщил его адвокат Павел Бабиков.
«В ходе прений сторон в Бабушкинском суде Москвы прокурор просила назначить ему семь лет лишения свободы в колонии общего режима, а второго подсудимого, Всеволода Могучева, приговорить к пяти годам заключения», — сказал он. По его словам, прокурор также просила запретить последнему администрировать интернет-ресурсы после освобождения в течение трех лет.
Бабиков уточнил, что запрошенный для Романова срок в семь лет прокурор просила назначить подсудимому по совокупности с первым приговором суда. «В рамках непосредственно второго дела она потребовала назначить ему 5,5 года колонии, но путем частичного сложения наказаний окончательный срок — семь лет заключения», — сказал адвокат.
Защита Романова и Могучева призвала суд оправдать подсудимых за отсутствием в их действиях состава преступления. Последний отрицал свою причастность к подготовке проповедей Романова и утверждал, что лишь выполнял свои функции пресс-секретаря обители, выкладывая в Сеть все проповеди теперь уже бывшего настоятеля.
Что же касается Николая Романова, то, по мнению его адвокатов, вина подсудимого доказана на была. «Во вменяемый следствием период Романов был действующим священником. Поэтому оценивать его речь, используя исключительно лингвистические знания, нельзя. Необходимо учитывать религиоведческие, психологические и культурологические аспекты, как говорят об этом методики Минюста и МВД, — сказал Павел Бабиков. — Однако этого следствием сделано не было. И если по первому делу еще попытались провести комплексную экспертизу, то в этом деле следствие ограничилось заключением эксперта-лингвиста, которому мы заявили отвод».
По словам адвоката, представленное защитой заключение религиоведов и культурологов опровергло версию обвинения. Согласно этому заключению, слово «еврей» в церковном и в житейском понимании можно расценивать по-разному. «В одном оно понимается как богоборец, а в другом — скряга, и это существенная разница. Но следствие взяло только лингвистический аспект, упростило ситуацию и предъявило обвинение», — отметил защитник. Он утверждает, что лишенный сана священник никогда против евреев не выступал, а в суд пришли несколько их представителей, которые заверили, что в монастыре принимали людей всех национальностей.
Бабиков также считает, что следствие искусственно создало «организованную группу» в лице Могучева и Романова, вменив им часть 2 статьи 282 УК («действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, совершенные организованной группой»). По его словам, без Могучева Романову должны были инкриминировать часть 1 той же статьи, которая подразумевает разжигание ненависти либо вражды в интернете, после привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года. «Однако в последний раз отца Сергия привлекли к административной ответственности в июле 2020 года, и после этого проповедей не было. Поэтому взяли бедного-несчастного Всеволода Могучева и искусственно «пристегнули». А он тут вообще ни при чем», — заметил защитник.
Пресс-секретарь Бабушкинского суда Москвы Александра Савельева, в сворю очередь, рассказала, что 25 января в 11:00 суд заслушает последнее слово подсудимых, после чего удалится на оглашение приговора.
Процесс по делу длится с 16 августа 2022 года. В декабре разбирательство закрыли из-за того, что сторонники экс-схиигумена облили прокурора святой водой.
На скамье подсудимых двое: 67-летний Николай Романов и 34-летний бывший пресс-секретарь Среднеуральского женского монастыря Всеволод Могучев. Им вменяется возбуждение ненависти и вражды (п. «в» ч. 2 ст. 282 УК) к представителям иных религиозных конфессий и грозит до шести лет лишения свободы. Оба они находятся под стражей.
В основе дела — видеоролики, пропагандирующие, по версии следствия, ненависть к «евреям, иудеям, мусульманам и католикам». Они были выложены с 19 декабря 2019 года по 18 июля 2020 года на YouTube-канале Всеволода Могучева. Как гласило обвинение, Могучев помог Романову подготовить, записать и выложить ролики в интернет. В них последний «вызывал ненависть к евреям и иудеям по признаку религии». Выступления Романова содержали «унизительные характеристики» представителей иных религиозных конфессий, говорилось в обвинительном заключении.
В ходе процесса подсудимые вину не признали. Они считают, что проповеди «носили сугубо духовный характер».
Это второе дело Романова. Ранее, 30 ноября 2021 года, Измайловский суд столицы приговорил его к 3,5 года лишения свободы в колонии общего режима за склонение к самоубийству, самоуправство и нарушение права на свободу совести и вероисповедания (ч. 3 ст. 110.1, ч. 3 ст. 148 и ч. 1 ст. 330 УК РФ).
Ранее, в советские годы, он был судим за убийство и разбойное нападение и приговорен к 13 годам лишения свободы, но после отбывания наказания вышел на свободу в конце 1990-х годов. Эта судимость считается погашенной.
Клирик оказался в центре внимания после того, как в проповедях стал отрицать COVID-19 и называть ситуацию с распространением коронавируса «псевдопандемией». Он утверждал, что россиян хотят поместить в «электронный лагерь сатаны», «беззаконно сажают на самоизоляцию», лишают «свободы и работы». В СМИ его проповеди прозвали «ковид-диссидентскими». Он призывал бойкотировать голосование по поправкам к Конституции РФ.