Венчурный рынок России сократился более чем вдвое. Многие стартапы уехали за рубеж, а неопределенность сделала инвесторов более осторожными, пишет «Коммерсантъ».

Итоги минувшего года для российских венчурных инвестиций сложно не назвать неутешительными. Годовая сумма вложений в стартапы упала на 57% и едва перевалила за 1 млрд долларов, пишет газета «Коммерсантъ» в другой статье со ссылкой на Venture Guide. То же с числом сделок — 128 за прошлый год после почти 300 за предшествующий. Мало того, венчурные инвестиции на почти 900 млн были сделаны в январе, до начала боевых действий. Если вывести месяц за скобки, сокращение будет чуть ли не на порядок. Своими оценками делится сооснователь спортивного EdTech-стартапа Sportuniver Ярослав Савин:

Ярослав Савин сооснователь спортивного EdTech-стартапа Sportuniver «Безусловно, количество венчурных инвестиций снизилось, это факт, в первую очередь просто потому, что сжался рынок и ушли как российские инвестиции частных инвесторов, так и иностранные инвестиции. Абсолютно по всем направлениям рынка это видно. До стабилизации микрополитической и макроэкономической ситуаций ситуация глобально не поменяется. Институциональные венчурные инвесторы в большие фонды типа ВЭБ.РФ, ВК и прочие, продолжат, естественно, инвестировать в продукты, либо большие инвесторы, у которых очень много денег. Венчурные инвестиции не первого порядка будут ждать стабилизации ситуации, поэтому они сейчас уходят за рубеж и в том числе поддерживают российские проекты, которые имеют выходы на международные рынки».

В статье приводятся оценки, согласно которым за минувший год Россию покинули около 70% стартапов. Сообщается, что большинство компаний перебрались в Турцию, Казахстан и на Южный Кавказ с перспективой релокации в страны «с более развитым венчурным рынком». Оставшиеся игроки видят в этом и плюсы — да, иностранные деньги обходят Россию стороной, зато внутри страны стало меньше конкуренции. Продолжает основатель и гендиректор компании NappyClub Роман Квиникадзе:

Роман Квиникадзе основатель и гендиректор компании NappyClub «Тренд, как я вижу, на самом деле и положительный, и отрицательный. Те коллеги, которые у нас конкретно, допустим, разделились, они привлекают средства либо в азиатских, либо в восточных, либо в американских фондах, там конкуренция остается. А в России, помимо сокращения именно венчурных инвестиций, мы надеемся, что произойдет переосмысление, что достаточно много денег будет заперто в России, а количество проектов точно так же существенно сократилось, потому что люди уехали, и опций по инвестициям стало примерно столько же, наверное, как и сокращения рынка, — в два-три раза, может быть, меньше у самих проектов. Понятно, что могут быть оценки хуже, могут быть существенно закрыты перспективы выхода, если проект удачный, на международный рынок, и, соответственно, рост капитализации, выручки и так далее — всех параметров, будет существенно хуже. Но здесь палка о двух концах».

Второй конец палки отпугивает инвесторов чисто арифметически. Венчурный фонд вкладывает деньги во много маленьких компаний в расчете на то, что одна из них вырастет до небес. Когда же предел роста становится ограничен экономикой одной страны, приходится пересмотреть расчеты — либо вкладывать меньше, либо сужать число компаний. Мнение озвучивает сооснователь Axevil Capital Тарас Чумаченко:

Тарас Чумаченко сооснователь Axevil Capital «После 2014 года иностранные деньги постепенно стали выходить из этого рынка из-за геополитических рисков. Венчурная экономика так работает, что там должен быть обязательно иностранный капитал, потому что компания дальше целится стать публичной. Только в России можно развиваться, но это достаточно ограниченный объем денег. И все стартапы, которые в России делаются, у них у большинства цель выйти на международный рынок, привлечь международное финансирование, получить большую оценку, больший охват и так далее. Сейчас открылось много ниш по тому же импортозамещению. Но это скорее больше будут не стартапы, а какие-то классические дивидендные бизнесы. В принципе рынок так или иначе адаптируется, и предприниматели адаптируются, и внутренние деньги так или иначе есть. Но чтобы он начал резко расти, все-таки страна должна открыться. Пока санкции, пока серьезные ограничения, пока внешних инвесторов нет, я не верю, что российский венчурный рынок ждет какое-то светлое будущее».

Другие участники рынка настроены более оптимистично. Как заявили газете в компании «Деловые решения и технологии», многие запланированные на прошлый год сделки были поставлены на паузу, поскольку оценки стали резко ухудшаться. ДРТ считает, что «сейчас определенность выше», и в 2023 году венчурные инвестиции покажут рост.