Коробы для замера ручной клади «Победы» уйдут в прошлое?
Как заявили в компании в ответ на решение Верховного суда о признании внутренних правил компании по провозу багажа незаконными, «Победа» соблюдает действующее законодательство и в ближайшее время уточнит правила провоза багажа
Читать на полной версииВласти обязали лоукостер «Победа» отменить строгие правила провоза багажа на борту. Верховный суд признал их незаконными. Сама авиакомпания объясняла меры тем, что в салонах их самолетов мало места.
Как заявили в компании, «Победа» соблюдает действующее законодательство и в ближайшее время уточнит правила провоза багажа, чтобы клиенты по-прежнему могли безопасно и комфортно перевозить личные вещи на борту.
Лоукостер использует только Boeing 737-800. При этом посадка максимально плотная — 189 кресел, расстояния между которыми 76 сантиметров. Поэтому ручная кладь, которой не хватило места на верхней полке, становится не столько неудобной для пассажиров, сколько небезопасной.
Несколько лет назад в «Победе» действовали следующие правила: суммарно весь багаж пассажира на борту не должен быть больше заданных габаритов — 36 х 30 х 27 сантиметров. Как говорят в руководстве лоукостера, такие параметры им предоставили в Boeing: сумки такого размера с пересчетом на пассажира можно безопасно размещать наверху.
Но в 2017-м Минтранс утвердил список предметов, которые можно бесплатно взять с собой в довесок к основной ручной клади. Верхняя одежда, дамская сумка или портфель, букет цветов, люлька для ребенка, коляска, костыли и многое другое.
Победе это не понравилось, она подала в суд. Тогда дело тоже дошло до высшей инстанции, на заседание которой гендиректор компании Андрей Калмыков вместе с адвокатом принесли калибратор — брендированный короб «Победы», который ставят в аэропортах, чтобы проверить, подходит ли багаж под габариты компании. И, как фокусники, они опускали туда портфели, куртки и букеты, чтобы показать, что они не влезут на полки. Как писали «Ведомости», поместился только маленький букет.
Но Верховный суд им отказал. Ространснадзор обязал компанию бесплатно пускать на борт с этими предметами. «Победе» пришлось уступить, но с 2019 года по сегодняшний день при наличии букета или костылей у пассажира его ручная кладь уменьшалась до параметра 36 х 30 х 4 сантиметра — сумка должна быть плоской.
Самолеты Boeing 737-800 есть у большинства крупных российских авиакомпаний, и ни у кого нет таких строгих правил. Комментирует председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков:
Кирилл Янков председатель Союза пассажиров России «Размеры, которые в «Аэрофлоте», — 55 х 40 х 25, больше, по-моему, ни у кого нет. У кого-то есть чуть меньше. Вот эти размеры более или менее соответствуют полкам во всех основных типах самолетов, которые сейчас эксплуатируются в России. Поэтому аргумент, что у нас вот такие маленькие полки, мы не можем, — слабый аргумент. Я думаю, что те, кто начиная с июня 2021 года, когда было выдано предписание Ространснадзора, и по сегодняшний день доплачивали «Победе» за превышение габаритов ручной клади, они могут обратиться в «Победу» с требованием возвратить им средства, которые они доплатили за превышение габаритов. А если авиакомпания добровольно откажется возмещать, имеет смысл пойти в суд, но в суде уже надо и моральный ущерб пытаться взыскать с авиакомпании».
Громких историй, когда пассажиров с негабаритным багажом не пускали на «Победу», особо не было. Дело в том, что в сочетании с дешевыми билетами доплата в тысячу рублей кажется не такой критичной, говорит гендиректор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев:
Виктор Горбачев гендиректор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации «Ты же как один человек, не пойдешь и не подашь какую-то жалобу. Значит, нужно, чтобы в этом участвовали еще по крайней мере три-десять человек, которые подпишутся под этими бумагами, так как это не твоя личная претензия, а коллективная жалоба. Тогда она начинает рассматриваться в суде. И кого-то будут приглашать на какие-то слушания. Просто люди на это дело и не идут. В «Победе» сидит целый штат юристов — человек 10-20, а тут ты будешь один биться».
Среди других непопулярных правил «Победы» — отсутствие еды на борту, даже платной. Зато есть вода, которую можно попросить у стюардесс. У известных мировых лоукостеров RyanAir и Wizz Air вода за деньги. Также у многих авиакомпаний этой категории только платный багаж, и они не обязаны сажать детей вместе с родителями. Но то, что «Победа» отошла от классических правил бизнес-модели лоукостера в пользу комфорта пассажиров, — это следствие требований российских законов.