Стала известна стоимость новых российских самолетов из отечественных комплектующих
Цена рассчитана для группы «Аэрофлот», которая договорилась о лизинге 63 новых отечественных лайнеров у «дочки» «Ростеха». Первый Superjet New передадут «Аэрофлоту» с опережением сроков, в декабре 2023 года
Читать на полной версииОбновлено в 19:08
Власти раскрыли стоимость новых российских самолетов из отечественных комплектующих. Цена рассчитана для группы «Аэрофлот», это первая российская авиакомпания, которая договорилась о лизинге 63 новых отечественных бортов у компании «Авиакапитал-сервис», это «дочка» «Ростеха». Речь идет о лайнерах Superjet New, МС-21-310 и Ту-214. Первый Superjet New планируется передать «Аэрофлоту» уже в декабре этого года.
Сколько стоят российские самолеты, насколько цена конкурентоспособна на мировом рынке и, главное, готова ли промышленность запустить серийное производство?
Импортозамещенные Superjet для «Аэрофлота» будут стоить по нынешнему курсу почти 34 млн долларов. МС-21 и Ту-214 — чуть больше 47 млн. Для сравнения, цена на сопоставимые по вместительности лайнеры Boeing и Airbus в 2021 году, как отмечало агентство «Авиапорт», была больше 80 млн долларов, а сейчас на фоне санкций эта цифра перевалила за 100 млн, считают эксперты. Но это каталожная стоимость, по факту компании получают лайнеры со скидкой 20-30%.
К тому же важно учитывать эффективность самолета. Например, российский Ту-214 примерно в два раза дешевле Airbus A320, потому что тратит больше топлива. Что касается МС-21 — это новая машина, такие производитель всегда предлагает дешевле, потому что экономика самолета не до конца понятна. Есть расчеты, но сколько на самом деле воздушным судам понадобится тех же запчастей — неясно. Плюс российские борта производятся внутри страны, не приходится оплачивать, в частности, таможенные пошлины.
Учитывая все эти факторы, можно сказать, что цена на новые российские лайнеры рыночная, рассчитал гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий:
Александр Ланецкий гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support «Я бы сравнивал так, что для Sukhoi Superjet самый близкий производимый сейчас конкурент — это бразильский Embraer 190. При цене 34 млн — это примерно столько, сколько с новым двигателем, с хорошей скидкой получает стартовый оператор 190 Е-2 Embraer. Если мы говорим про МС-21 и стоимость 46-47 млн, то это тоже примерно такая стоимость, по которой получают Boeing 737 нового поколения MAX 737 8, — это хорошие операторы. То есть тот, кто заказывает много, я думаю, по такой цене получает Turkish Airlines. Примерно можно говорить, что по рыночной цене».
«Аэрофлот» получит самолеты в лизинг от компании «Авиакапитал-сервис» — это «дочка» госкорпорации «Ростех». Главная задача «Ростеха» сейчас не заработать, а запустить серийное производство отечественных бортов и так организовать процесс, чтобы в долгосрочной перспективе сделать его прибыльным и окупить все кредиты. Первые партии для предприятий часто убыточные. Так что цены в будущем еще будут корректироваться в большую сторону. «Аэрофлот» до 2030 года должен получить 339 российских самолетов. Из информации на сайте компании следует, что сейчас в парке «Аэрофлота» 178 разных Airbus и Boeing и только два российских Superjet 100. Ситуацию нужно менять, потому что, когда придет время обновлять парк, западные самолеты закупить не получится. Продолжит замгендиректора, коммерческий директор провайдера техобслуживания авиационной техники «Тулпар техник» Марат Нигматуллин:
— Поддержка Airbus и Boeing продолжается в России.
— А как обстоит с программным обеспечением?
— Все эксплуатанты нашли выход на программное обеспечение через параллельный импорт, через каких-то друзей, но тем не менее все самолеты летают с обновленными базами данных. Те самолеты, которые летают, все в состоянии летной годности, все абсолютно исправны. Просто задача стоит на уровне правительства. Срок эксплуатации самолета же небесконечный.
Проблема в том, что сейчас нет серийного производства ни одной модели российского самолета. Завершить летные испытания и сертифицировать импортозамещенный Superjet планируется до конца этого года. Первые шесть полностью импортозамещенных МС-21 производитель обещал поставить авиакомпаниям в 2024-м.
Но эксперты скептически относятся к таким заявлениям и отмечают, что ни один самолет не будет на 100% состоять из российских комплектующих. Наверняка будут китайские компоненты, например микросхемы или различные электронные платы. Хотя многие системы, в том числе критически важные, действительно будут отечественными. Двигатель ПД-8 или ПД-14, композитные материалы, шасси, пассажирские кресла, системы кондиционирования и торможения и другие.
Что касается Ту-214, промышленность сопротивляется их производству. Коммерческая эксплуатация этих бортов началась в мае 2001 года, и они считаются устаревшими. Зато надежными и предсказуемыми, говорит эксперт портала Avia.ru Владимир Карнозов:
Владимир Карнозов эксперт портала Avia.ru «Надо понимать, что МС-21 еще не до конца готов к эксплуатации. Это совершенно новая машина. Он получит сертификат, но он еще не возил коммерческих пассажиров. Ту-214 этим уже занимался. Ту-214 чем хорош? Его экономика уже полностью понятна. Вы уже понимаете, что если вы организуете эксплуатацию этого самолета с высокой нагрузкой, то он будет вам вот такую прибыль приносить».
На этой неделе Владимир Путин проводил совещание с членами правительства и раскритиковал главу Минпромторга Дениса Мантурова из-за того, что многие авиастроительные предприятия до сих пор не получили запрос на производство воздушных судов. Эксперты отмечают, что это может быть связано как раз с тем, что заводы отказываются собирать устаревшие Ту-214.