Март 2022 запомнится российской киноиндустрии как один из самых мрачных месяцев в ее истории. Об уходе из страны заявили пять студий-мейджоров — Disney, Sony, Universal, Warner Brothers и Paramount. На их релизы приходилось до 75% выручки российских кинотеатров. Потом постепенно стали уходить технологии: например, канадская компания IMAX, причем на фоне миллиардных долгов перед киносетями. Залы в формате IMAX теперь простаивают: показывать там контент в других форматах не получается.

На фоне контентного голода была практика перезапусков в прокат старых фильмов. Но она оказалась не очень удачной. Лидером стал балабановский «Брат» со сборами в 75 миллионов рублей. Владельцы кинотеатров говорили: повторный прокат — это лишь поддерживающая мера. Громких российских релизов до новогодних праздников тоже было немного. Выделилось «Сердце Пармы», которому чуть-чуть не хватило до миллиарда рублей.

Общие годовые сборы кинотеатров просели на 70% по сравнению с 2020-м годом, в течение которого кинотеатры закрывались на четыре пандемийных месяца. Все девять месяцев 2022 года кинотеатры просили поддержку на федеральном уровне. Но так ее и не получили. Помощь оказали только отдельные регионы: Москва, Нижегородская, Саратовская область, Приморье — там частично покрыли расходы на арендную плату, на коммунальные платежи, на заработную плату. И хотя на кинопроизводство в 2023 году государство выделяет серьезные суммы, будет ли, где потом показывать эти фильмы? — говорит председатель ассоциации владельцев кинотеатров, директор управляющей компании киносети «Синема 5» Алексей Воронков:

Алексей Воронков председатель Ассоциации владельцев кинотеатров, директор управляющей компании киносети «Синема 5» «На глобальном фоне у продюсеров, у госчиновников, у стримингов кино же будет сниматься, потому что в этом году выделили 10 млрд, в следующем — 11,5 млрд, в 2024 и 2025 — 12,3 млрд. В этих деньгах нигде нет понимания, что да, ребята, надо как-то спасти кинотеатры, чтобы потом новые не строить. У кинотеатров всего три варианта: либо дайте денег, чтоб не закрылись, либо скажите, что не будем помогать им и закроем 60-70%, а остальные выживут точно, потому что рынок очень сузится, либо все-таки дайте нам зеленый свет, закон, по которому можно будет брать контент, пока нашего российского еще нет. Но все вопросы по поводу параллельного импорта идут к продюсерам. Ну как продюсер, который сегодня находится в зоне бесконкурентной, скажет: пусть они заходят. Естественно, любой российский продюсер будет говорить: да ни в коем случае, мы должны строить свое. Просто период строительства собственного кино не смотрит на существование кинотеатров. Надо 3-7 лет на это».

На 15 октября по стране было закрыто 700+ кинозалов — при том, что всего их почти шесть тысяч. Летом простаивали больше 40% залов. Осенью цифра была в диапазоне 10-12% — эти залы закрылись полностью, отправили соответствующие документы в Фонд кино — такую статистику Алексей Воронков привел в разговоре с Business FM.

Некоторые небольшие киносети начали устраивать подпольные показы голливудских новинок. Так показали «Бэтмена», «Тора», «Черную пантеру». Подсчитать, сколько собрали такие показы, невозможно. Но их в любом случае нельзя сравнить с теми сборами, что могли бы быть у этих же новинок с должной рекламной поддержкой. С весны обсуждается идея о принудительном лицензировании контента, в Госдуме лежит соответствующий законопроект — пока без движения. Но у него много противников, которые считают: принудительное лицензирование окончательно обрубит надежду на просвет в отношениях России и западных мейджоров, а еще станет дополнительным препятствием на пути российских релизов за рубеж в будущем. Дескать, раз пиратствовали, значит, негоже вам открывать западный рынок. Эту позицию разделяет председатель правления киностудии «Союзмультфильм», гендиректор киностудии имени М. Горького Юлиана Слащева. Вот что она рассказывает о главных вызовах для анимационной отрасли в 2022 году:

Юлиана Слащева председатель правления киностудии «Союзмультфильм» «Это практически полное падение международных продаж. Они остановились прямо 26 февраля. Те сделки, которые уже были на подписании, подписаны не были. В «Союзмультфильме», как и в большинстве крупных анимационных студий, сегодня налажены производственные пайплайны. Мы можем производить много контента, мы уверены, что он будет востребован на российском рынке. Но окупить производство анимации на одном любом локальном рынке в мире невозможно. Для «Союзмультфильма» конкретно по этому году мы ожидали чуть большего падения, оно будет чуть меньше. Но все равно это 20% от выручки мы потеряли в этом году. Мы просто вынуждены снижать свои планы по выручке, на этот год они стояли очень амбициозные, потому что самые крупные наши международные продажи начались в конце 2021 года. Это главный вызов, нужно будет как-то его преодолевать, а именно, выходить на другие рынки. На этих рынках меньше денег, чем на англосаксонских».

Другие серьезные проблемы, которые обострились в 2022 году — проблемы с оборудованием и дефицит кадров. Первая проблема пока ощущается не настолько остро. А вот вторая была на пике в сентябре, когда объявили частичную мобилизацию. Некоторые операторы, режиссеры, художники-постановщики и другие специалисты активно уезжали из России. И оперативно заменить их было крайне сложно. По некоторым специальностям почти нет работников женского пола, например среди осветителей. В сложившейся ситуации приходилось брать людей с более низкой квалификацией за те же деньги. Но куда серьезнее не столько нехватка технических специалистов, сколько кризис идей и как следствие хороших сценариев, считает известный продюсер, глава компании СТВ Сергей Сельянов:

Сергей Сельянов продюсер, глава компании СТВ «Вызов вообще самый главный всегда один. Сейчас он просто обострился. Это мозги, идеи, которые через людей генерятся, в периоды кризисов особенно это ощущаем. Просто арифметически: 70% репертуара, в денежном выражении я имею в виду, ушло из кинотеатров, значит, их нужно заместить примерно таким же количеством, значит, российская кинематография должна производить 350-400 фильмов в год, из них будет примерно 35-40 собирать 90% кассы. Но эти 350-400 проектов нужно придумать. И не будет хватать в первое время кадров, обсуживающих эту идею. Но главное, чтоб эти идеи были. С этим, как известно, всегда и во всем мире, не только мы такие дебилы, у всех проблемы. Как говорят продюсеры, у нас деньги есть, у нас идей нет».

В российских онлайн-кинотеатрах перестали выходить новые западные проекты. А они традиционно были серьезным драйвером для продления новых подписок. Летом с некоторых стримингов стали пропадать и старые фильмы, и сериалы от Уорнеров, Диснея, BBC. В «Кинопоиске» тогда объясняли: видеосервисы подписывают договор с правообладателем на определенный срок. В текущих условиях продление занимает больше времени. К осени некоторые сериалы — «Харли Квинн», «Пенниуорт», «Кунг-фу» — вернулись на тот же «Кинопоиск». Впрочем, у каких-то платформ проблем не возникало. У «Амедиатеки» исправно выходили свежие хиты HBО, несмотря ни на какие санкции: от нового сезона «Белого лотоса» до «Дома дракона». По весне у некоторых площадок был отток пользователей, были проблемы с платежами из-за отключения Apple Pay, но к осени ситуация с подписками нормализовалась. О главных вызовах перед стримингами рассуждает гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин:

Алексей Бырдин гендиректор ассоциации «Интернет-видео» «Нашей основной проблемой было и остается пиратство как такая серьезнейшая коррозия нашего рынка. Все существенные факторы, которые имели место в этом году, играли не нам на руку, а скорее пиратам. Например, контент Netflix, кроме как у пиратов, посмотреть в России легально просто негде. Поэтому если ты начинаешь искать контент Netflix где-то у пиратов, ты там же можешь найти у пиратов и контент, который есть легально в российских сервисах, но ты уже начинаешь смотреть его там, а не у легальных игроков. Мы в целом зафиксировали рост порядка 20% аудитории пиратских сервисов в этом году. Это может быть не так много, но надо понимать, что там и было этой аудитории больше, чем у легальных игроков. Если мы говорим про результаты, ожидаемые в этом году, рынок все-таки подрастет относительно прошлого года, хоть и не так значительно, как мы привыкли. Традиционно наш рынок рос где-то в полтора раза каждый год на протяжении последних 5 или 6 лет. Сейчас этот рост составит в среднем, наверное, 10%, если очень повезет — 15-20%».

Отдельная история — закон об ЛГБТ-пропаганде, вступивший в силу в декабре. Стриминги привыкли работать с более дерзким контентом, чем традиционные кинотеатры. Платформы пока не понимают, как работать в новых условиях. Разработку или даже съемку каких-то новых проектов , где так или иначе в сюжете присутствовала тема ЛГБТ, пришлось заморозить. Другая часть картин отложена, потому что они не укладываются в повестку от слова совсем: они придумывались и производились в совсем другой исторической реальности. В профессиональной среде уже шутят: скоро будет впору проводить фестиваль отложенных фильмов и сериалов.