Итоги 2022 года в киноотрасли: все сложно
Уход мейджоров, закрытые залы, проблемы с кадрами и оборудованием, новые законы, влияющие на работу стримингов. В каком состоянии киноотрасль подошла к 2023-му? Кто смог получить поддержку? И что с контентом в традиционных и онлайн-кинотеатрах?
Читать на полной версииМарт 2022 запомнится российской киноиндустрии как один из самых мрачных месяцев в ее истории. Об уходе из страны заявили пять студий-мейджоров — Disney, Sony, Universal, Warner Brothers и Paramount. На их релизы приходилось до 75% выручки российских кинотеатров. Потом постепенно стали уходить технологии: например, канадская компания IMAX, причем на фоне миллиардных долгов перед киносетями. Залы в формате IMAX теперь простаивают: показывать там контент в других форматах не получается.
На фоне контентного голода была практика перезапусков в прокат старых фильмов. Но она оказалась не очень удачной. Лидером стал балабановский «Брат» со сборами в 75 миллионов рублей. Владельцы кинотеатров говорили: повторный прокат — это лишь поддерживающая мера. Громких российских релизов до новогодних праздников тоже было немного. Выделилось «Сердце Пармы», которому чуть-чуть не хватило до миллиарда рублей.
Общие годовые сборы кинотеатров просели на 70% по сравнению с 2020-м годом, в течение которого кинотеатры закрывались на четыре пандемийных месяца. Все девять месяцев 2022 года кинотеатры просили поддержку на федеральном уровне. Но так ее и не получили. Помощь оказали только отдельные регионы: Москва, Нижегородская, Саратовская область, Приморье — там частично покрыли расходы на арендную плату, на коммунальные платежи, на заработную плату. И хотя на кинопроизводство в 2023 году государство выделяет серьезные суммы, будет ли, где потом показывать эти фильмы? — говорит председатель ассоциации владельцев кинотеатров, директор управляющей компании киносети «Синема 5» Алексей Воронков:
Алексей Воронков председатель Ассоциации владельцев кинотеатров, директор управляющей компании киносети «Синема 5» «На глобальном фоне у продюсеров, у госчиновников, у стримингов кино же будет сниматься, потому что в этом году выделили 10 млрд, в следующем — 11,5 млрд, в 2024 и 2025 — 12,3 млрд. В этих деньгах нигде нет понимания, что да, ребята, надо как-то спасти кинотеатры, чтобы потом новые не строить. У кинотеатров всего три варианта: либо дайте денег, чтоб не закрылись, либо скажите, что не будем помогать им и закроем 60-70%, а остальные выживут точно, потому что рынок очень сузится, либо все-таки дайте нам зеленый свет, закон, по которому можно будет брать контент, пока нашего российского еще нет. Но все вопросы по поводу параллельного импорта идут к продюсерам. Ну как продюсер, который сегодня находится в зоне бесконкурентной, скажет: пусть они заходят. Естественно, любой российский продюсер будет говорить: да ни в коем случае, мы должны строить свое. Просто период строительства собственного кино не смотрит на существование кинотеатров. Надо 3-7 лет на это».
На 15 октября по стране было закрыто 700+ кинозалов — при том, что всего их почти шесть тысяч. Летом простаивали больше 40% залов. Осенью цифра была в диапазоне 10-12% — эти залы закрылись полностью, отправили соответствующие документы в Фонд кино — такую статистику Алексей Воронков привел в разговоре с Business FM.
Некоторые небольшие киносети начали устраивать подпольные показы голливудских новинок. Так показали «Бэтмена», «Тора», «Черную пантеру». Подсчитать, сколько собрали такие показы, невозможно. Но их в любом случае нельзя сравнить с теми сборами, что могли бы быть у этих же новинок с должной рекламной поддержкой. С весны обсуждается идея о принудительном лицензировании контента, в Госдуме лежит соответствующий законопроект — пока без движения. Но у него много противников, которые считают: принудительное лицензирование окончательно обрубит надежду на просвет в отношениях России и западных мейджоров, а еще станет дополнительным препятствием на пути российских релизов за рубеж в будущем. Дескать, раз пиратствовали, значит, негоже вам открывать западный рынок. Эту позицию разделяет председатель правления киностудии «Союзмультфильм», гендиректор киностудии имени М. Горького Юлиана Слащева. Вот что она рассказывает о главных вызовах для анимационной отрасли в 2022 году:
Другие серьезные проблемы, которые обострились в 2022 году — проблемы с оборудованием и дефицит кадров. Первая проблема пока ощущается не настолько остро. А вот вторая была на пике в сентябре, когда объявили частичную мобилизацию. Некоторые операторы, режиссеры, художники-постановщики и другие специалисты активно уезжали из России. И оперативно заменить их было крайне сложно. По некоторым специальностям почти нет работников женского пола, например среди осветителей. В сложившейся ситуации приходилось брать людей с более низкой квалификацией за те же деньги. Но куда серьезнее не столько нехватка технических специалистов, сколько кризис идей и как следствие хороших сценариев, считает известный продюсер, глава компании СТВ Сергей Сельянов:
Сергей Сельянов продюсер, глава компании СТВ «Вызов вообще самый главный всегда один. Сейчас он просто обострился. Это мозги, идеи, которые через людей генерятся, в периоды кризисов особенно это ощущаем. Просто арифметически: 70% репертуара, в денежном выражении я имею в виду, ушло из кинотеатров, значит, их нужно заместить примерно таким же количеством, значит, российская кинематография должна производить 350-400 фильмов в год, из них будет примерно 35-40 собирать 90% кассы. Но эти 350-400 проектов нужно придумать. И не будет хватать в первое время кадров, обсуживающих эту идею. Но главное, чтоб эти идеи были. С этим, как известно, всегда и во всем мире, не только мы такие дебилы, у всех проблемы. Как говорят продюсеры, у нас деньги есть, у нас идей нет».
В российских онлайн-кинотеатрах перестали выходить новые западные проекты. А они традиционно были серьезным драйвером для продления новых подписок. Летом с некоторых стримингов стали пропадать и старые фильмы, и сериалы от Уорнеров, Диснея, BBC. В «Кинопоиске» тогда объясняли: видеосервисы подписывают договор с правообладателем на определенный срок. В текущих условиях продление занимает больше времени. К осени некоторые сериалы — «Харли Квинн», «Пенниуорт», «Кунг-фу» — вернулись на тот же «Кинопоиск». Впрочем, у каких-то платформ проблем не возникало. У «Амедиатеки» исправно выходили свежие хиты HBО, несмотря ни на какие санкции: от нового сезона «Белого лотоса» до «Дома дракона». По весне у некоторых площадок был отток пользователей, были проблемы с платежами из-за отключения Apple Pay, но к осени ситуация с подписками нормализовалась. О главных вызовах перед стримингами рассуждает гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин:
Алексей Бырдин гендиректор ассоциации «Интернет-видео» «Нашей основной проблемой было и остается пиратство как такая серьезнейшая коррозия нашего рынка. Все существенные факторы, которые имели место в этом году, играли не нам на руку, а скорее пиратам. Например, контент Netflix, кроме как у пиратов, посмотреть в России легально просто негде. Поэтому если ты начинаешь искать контент Netflix где-то у пиратов, ты там же можешь найти у пиратов и контент, который есть легально в российских сервисах, но ты уже начинаешь смотреть его там, а не у легальных игроков. Мы в целом зафиксировали рост порядка 20% аудитории пиратских сервисов в этом году. Это может быть не так много, но надо понимать, что там и было этой аудитории больше, чем у легальных игроков. Если мы говорим про результаты, ожидаемые в этом году, рынок все-таки подрастет относительно прошлого года, хоть и не так значительно, как мы привыкли. Традиционно наш рынок рос где-то в полтора раза каждый год на протяжении последних 5 или 6 лет. Сейчас этот рост составит в среднем, наверное, 10%, если очень повезет — 15-20%».
Отдельная история — закон об ЛГБТ-пропаганде, вступивший в силу в декабре. Стриминги привыкли работать с более дерзким контентом, чем традиционные кинотеатры. Платформы пока не понимают, как работать в новых условиях. Разработку или даже съемку каких-то новых проектов , где так или иначе в сюжете присутствовала тема ЛГБТ, пришлось заморозить. Другая часть картин отложена, потому что они не укладываются в повестку от слова совсем: они придумывались и производились в совсем другой исторической реальности. В профессиональной среде уже шутят: скоро будет впору проводить фестиваль отложенных фильмов и сериалов.