Привычная непредсказуемость: что ждет российскую экономику в 2023 году. Комментарий Семена Новопрудского
ЦБ опубликовал результаты макроэкономического опроса на 2023-2025 годы. На 2023 год экономисты прогнозируют некоторую стабилизацию нынешнего положения вещей
Читать на полной версииВ 2023 год российская экономика вступила, находясь в качественно новой для себя парадигме. Раньше мы жили в логике «кризис — выход из кризиса», а теперь то, что считалось кризисом, стало новой нормальностью, помноженной на беспрецедентные санкции. Кризис теперь и есть норма, причем надолго. И никакого чисто экономического выхода из такого «кризиса» не существует. Потому что его причины — внеэкономические. Экономического развития в стране пока тоже не будет. Будет более или менее успешное экономическое выживание.
Накануне Нового года Банк России опубликовал результаты традиционного макроэкономического опроса на 2023-2025 годы. Его результаты — медиана прогнозов 27 экономистов из различных российских компаний и банков. Картина, которую нарисовали экономисты на 2023 год, — некоторая стабилизация нынешнего положения вещей.
Итак, согласно этому опросу, в наступившем году официальная безработица составит 4,4% трудоспособного населения (против 4% сейчас). Падение ВВП в 2023 году прогнозируется на уровне 2,4% против 2,9% по итогам 2022-го. То есть нас ждет стабильный затухающий спад экономики. Инфляция 5,8% годовых на конец 2023 года — вдвое меньше, чем сейчас. У резкого снижения инфляции, если оно произойдет, есть не только очевидные плюсы (все будет дорожать не так быстро и сильно), но и реальный минус: главной причиной резкого замедления роста цен может стать стагнация или даже падение реальных располагаемых доходов населения при росте номинальных зарплат.
Но главным изменением в российской экономике (если не случится новых внеэкономических шоков — эта оговорка для любого экономического прогноза по России с 2014-го и особенно с 2022 года обязательна) станет неизбежное резкое падение экспорта при небольшом увеличении импорта. То есть главный фактор, за счет которого российской экономике удавалось удерживаться на плаву после лавины санкций весной и летом 2022 года, — рекордный чистый приток валюты из-за сохранения объемов экспорта при временном резком сжатии импорта — гарантированно исчезнет.
Причем тренд неуклонного падения экспорта при росте импорта в стоимостном исчислении опрошенные ЦБ экономисты прогнозируют не только на 2023-й, но и на все три ближайших года. Неудивительно, что при таком тренде экономисты сходятся во мнении, что стратегически рубль продолжит слабеть к доллару. Впрочем, для российских экспортеров это даже к лучшему. И для бюджета тоже: крепкий рубль уменьшает приток валюты в казну при снижении физических объемов экспорта.
Если Россия и дальше будет наращивать государственные расходы (по итогам 2022 года они, по оценке Минфина, составят исторически рекордную сумму свыше 30 трлн рублей), делать это теперь придется преимущественно за счет внутренних резервов — эмиссии или опустошения Фонда национального благосостояния. Россия в 2023 году на пока непредсказуемый срок переходит от накопления «всероссийской кубышки» к ее растрате.
Попытки резко переориентировать торговлю с Запада на Восток и наращивать долю национальных валют во взаиморасчетах могут натолкнуться на неразрешимую проблему: трудно представить себе ситуацию, когда Россия начнет импортировать из Китая и особенно из Индии (а это две крупнейшие экономики, которые в идеале должны заместить нам западные рынки) хотя бы примерно столько же, сколько будет туда импортировать. А если вы торгуете друг с другом в ограниченно конвертируемых валютах (юань и рупия именно такие), критически важно соблюдать торговый паритет.
Хорошая новость состоит в том, что непредсказуемость, которая определяла нашу жизнь в 2022 году, в 2023-м становится вполне «предсказуемой». Точно останутся все основные санкции против России. Точно не будет экономического роста по отношению к доковидным годам. Почти наверняка не будет более разрушительных санкций против целых секторов российской экономики, чем уже есть сейчас. Заодно проверим, как работает ценовой потолок на российские нефть и газ. Пока, даже с учетом того, что при желании можно смешать нефть разных стран и проверить, это нереально, потолок выглядит достаточно комфортным для России. По крайней мере, среднегодовая цена на российскую нефть Urals и так может оказаться ниже этого потолка в 60 долларов. В условиях потолка цен и отказа поставлять нефть присоединившимся к нему странам России, вероятно, все равно придется продавать черное золото тем же дружественным азиатским государствам с дисконтом. И почти наверняка сокращать добычу.
Еще одну вещь можно предсказать достаточно точно: Россия останется в 2023 году частью глобальной экономики. Наша жизнь будет существенно зависеть от того, случится ли мировая рецессия.
В любом случае 2023 год покажет, получается ли у нас то, что российские власти в прошлом году деликатно называли «трансформацией национальной экономики». А, по сути, это создание новой национальной экономики в условиях жестких ограничений и разрушения значительной части внешнеэкономических связей, благодаря которым Россия жила и развивалась последние 30 лет.