Евросоюзу повезло с погодой, и цены на газ падают. Голландские фьючерсы TTF дешевеют седьмой день подряд, а европейские города фиксируют аномальные температуры.

Погода помогает снизить давление на электросети Западной Европы, пишет Bloomberg. По прогнозам, в новогоднюю ночь во Франкфурте будет 16 градусов тепла, и это на 10 градусов выше 30-летней нормы. А Марсель вообще готовится отмечать Новый год в футболках, там будет 17 градусов. Ожидается, что необычайно теплая погода сохранится и в первой половине января. Повезло европейцам и с ветром. В Германии общая выработка ветряных электростанций на этой неделе превысит отметку в 42 тысячи мегаватт, что сравнимо с февральскими рекордами. При этом совсем уж тропической европейскую зиму не назовешь, в особенности с учетом цен на электроэнергию. Euronews приводит рассказы жителя Бельгии, участвующего в эксперименте по жизни без отопления, и пенсионера из Франции, пришедшего на пункт бесплатной раздачи одеял:

«Это вопрос привычки, но он требует ментальных и эмоциональных усилий. В целом мы можем выдержать гораздо больше, чем нам когда-то казалось. Но каждый привыкает постепенно, в собственном темпе. Единого рецепта нет».

«К сожалению, я на пенсии, и лишних денег у меня нет. Одеяло будет очень кстати. Особенно под утро, когда совсем холодно».

Как указывает Bloomberg, на фоне благоприятной погодной ситуации цены на газ снова упали, снижаясь седьмую сессию подряд. Контракты заключаются чуть дороже 850 евро за тысячу кубометров газа. Это в несколько раз выше докризисных цен, но в пять раз ниже летних пиков и более чем вдвое ниже недавно согласованного «газового потолка», установленного на уровне 1900 евро за тысячу кубометров. Аномально теплая зима в Европе сказывается и на российской нефтегазовой отрасли — даже притом, что поставки на это направление уже почти не ведутся. Продолжает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета «Для многих людей странно, что в XXI веке такое большое значение имеют именно погодные факторы, но это правда. Когда холодная температура, требуется больше энергии на отопление, и коммунальный сектор по-другому работает. Второй погодный фактор — это ветреная или безветренная погода. Вот, скажем, когда ветер дует, то в некоторых странах вроде Великобритании до половины электроэнергии может быть выработано на ветряках. И также имеет значение пасмурная погода, потому что, когда пасмурная погода, не работают или недостаточно эффективно работают солнечные электростанции. Конечно, европейские политики или люди, принимающие решения, могут рассчитывать всегда на более выгодную для себя погоду, но на самом деле как ответственный руководитель должны готовиться к худшему варианту. В некотором смысле подобная же логика применима к России. То есть, когда холодная погода и безветренно и пасмурно, значит, Европа будет вынуждена больше платить за энергоресурсы (либо за российские, либо за какие-то другие), что тоже может теоретически подтолкнуть Европу к тому, чтобы как-то скорректировать свой нынешний санкционный курс в отношении России. Но, опять же, надеяться можно на лучшее, а рассчитывать на всякий случай лучше на худшее. В том числе, с российской точки зрения, на худшее — это значит, что в Европе будет теплая погода, и ветреная, и при этом ясная, при которой можно рассчитывать на меньшую зависимость от энергоресурсов традиционных, ископаемых».

До кризиса Россия была главным поставщиком газа в Евросоюз, но в последние месяцы доля российского топлива на европейском рынке исчисляется единицами процентов. После согласования Брюсселем «газового потолка» в Москве обещали подготовить ответ, как только ЕС опубликует некие юридические документы. А пока, как сообщил на этой неделе вице-премьер Александр Новак, Россия обсуждает расширение поставок газа с Казахстаном, Узбекистаном и Азербайджаном.