Южная Корея обвинила КНДР в запуске через границу беспилотников, один из которых почти долетел до столицы. Силы Сеула открыли огонь по аппаратам; в процессе один из южнокорейских истребителей разбился. Позднее Южная Корея сообщила об ответном запуске беспилотников через границу с Северной Кореей.

AFP называет демаркационную линию между Кореями «одной из самых укрепленных границ в мире», но в понедельник это не помешало пяти северокорейским дронам пересечь 38-ю параллель и пролететь вглубь южнокорейских территорий. Известно, что для их нейтрализации южнокорейские силы подняли в воздух истребители и вертолеты, которые израсходовали более 100 боеприпасов. Известно, что один из самолетов разбился в процессе операции, но оба пилота успели катапультироваться. Но неизвестно, что в итоге произошло с дронами. Как пишет BBC (ссылка ведет на заблокированный в России ресурс), один из аппаратов долетел до пригородов Сеула, а затем сменил курс и смог вернуться в Северную Корею. Об уничтожении остальных беспилотников тоже первое время не сообщалось — предположительно, они либо ушли за 38-ю параллель, либо разбились. Продолжает корреспондент NBC в Сеуле Али Арузи:

«В ответ южнокорейские силы также запустили дроны на разведывательную миссию над территорией КНДР. Реакция названа зеркальной, то есть Сеул считает северокорейские аппараты именно разведывательными. Недавно Северная Корея также проводила испытания двух баллистических ракет малой дальности. В Пхеньяне это объявили ответом на совместные учения сил Южной Кореи и США в регионе. Северная Корея считает, что подобные маневры являются подготовкой к вторжению и вынуждают страну реагировать подобным образом. Сеул и Вашингтон настаивают, что учения имеют исключительно оборонительный характер и спровоцированы, напротив, агрессией со стороны Северной Кореи».

Эффективность южнокорейских средств ПВО уже можно поставить под вопрос. Спустя почти сутки после налета дронов в Сеуле до сих пор не назвали ни модели аппаратов, ни опубликовали их изображений. Не вполне ясно, почему беспилотники не были сбиты американскими ракетами Patriot, которые давно стоят на вооружении Южной Кореи.

Причин может быть несколько. Во-первых, северокорейские дроны не пересекали 38-й параллели с 2017 года, а расстояние от нее до Сеула исчисляется десятками километров — ПВО могли не успеть среагировать. Во-вторых, прежде чем открывать огонь по целям, необходимо было приземлить десятки гражданских авиалайнеров. Работа двух аэропортов Сеула была приостановлена примерно на час, но к тому моменту дроны уже могли вернуться на родину. Ожидать ли дальнейшей эскалации? Комментирует профессор Университета Кунмин в Сеуле Андрей Ланьков:

Андрей Ланьков профессор Университета Кунмин в Сеуле «Серьезной реакции, я думаю, никакой не будет. Думаю, что зарубежная печать об этом напишет больше, чем южнокорейская. В Южной Корее прошло Рождество, которое здесь широко отмечается, надвигается Новый год, который не так широко, но тоже отмечается. Это действительно первое выявленное появление северокорейских дронов с 2017 года. Может быть, в данном случае эти дроны теоретически способны нести какое-то вооружение, это пока неизвестно. Это очередная игра на нервах, которой с возрастающим восторгом занимаются сейчас обе стороны. Южнокорейцы предпочитают проводить массированные учения в непосредственной близости от границы Южной Кореи, нервируя северокорейцев. Северокорейцы организуют стрельбы баллистическими крылатыми ракетами, точно объясняя, зачем каждая ракета летит и что вот таким образом мы имитируем ядерный удар по такому-то южнокорейскому городу. Никаких серьезных планов ни у кого нет, каждому хочется доказать, что он крут и что другая сторона должна вести себя более осторожно и менее провокационно».

Власти Южной Кореи назвали произошедшее «явной провокацией и вторжением в воздушное пространство». Как указывает CNN, южнокорейская беспилотная и пилотируемая авиация совершила пролет над демаркационной зоной, в отдельных точках проходя над территорией Северной Кореи. Оперативной реакции Пхеньяна не последовало, о применении силами КНДР ракет или других боеприпасов в отношении южнокорейских ВВС не сообщается.