Участники антикварного рынка рассказали Business FM, как пережили 2022 год. Их негативные ожидания не оправдались.

Рынок искусства и антиквариата — это то, что традиционно относят к премиум-сегменту. Он обычно легче других переживает экономические потрясения, поскольку ориентирован на обеспеченную аудиторию. Тем не менее, владельцы антикварных салонов и аукционных домов ожидали негативного влияния геополитических событий на спрос, продажи, цены, логистику. Прежде всего прогнозировали высокую инфляцию. Она неминуемо должна была привести к повышению цен, неприличному настолько, что коллекционеры, по всем прогнозам, должны были притормозить с приобретением картин и скульптур. А их владельцы в любые кризисные времена прекращают их продавать. На этом фоне острый дефицит предметов искусства на рынке казался логичным. И с конца февраля по май примерно так события и развивались.

Но то, что происходило дальше, неожиданно сыграло на пользу и продажам, и ценам, и наполнению рынка редкими предметами искусства, рассказал директор аукционного дома ArtSale.info Константин Бабулин:

Константин Бабулин директор аукционного дома ArtSale.info «Инфляция пошла вверх, но в какой-то момент летом отыграла назад. Многие коллекционеры, к сожалению, стали уезжать из страны. Причем уезжали совсем, продавая в том числе свои коллекции. И для них неважно стало, сколько они на этом теряют. Было важно получить деньги. И мы вдруг неожиданно для себя вместо дефицитов оказались в избытке. На рынок вышли очень хорошего качества и уровня картины. На открытых аукционах такого не было никогда. И мы в результате получили себе абсолютно сумасшедшую подборку картин практически из аукциона в аукцион. Что в свою очередь привлекло, как это ни странно, новых покупателей. Мы думали в начале кризиса, что с покупателями будет тоже все плохо: санкции, другие проблемы будут накладывать ограничения на их стремление что-то покупать. Оказалось, что нет. То ли к санкциям наш бизнес адаптировался быстро, то ли в целом гибче оказалась вся система российской экономики. Часть ушла, естественно, но появились новые, как это ни странно».

В результате продажи у ArtSale.info выросли на 30% год к году, но не на весь ассортимент. Самая тяжелая ситуация сейчас в среднем ценовом сегменте — на картины до 200 тысяч рублей. Цены упали из-за нулевого спроса. Дело в том, что аудитория этого сегмента пострадала больше всего. Зато за редкие предметы искусства по цене в миллион рублей и выше разворачивается нешуточная борьба на аукционах.

Именно туда уходит и редкий антиквариат. Он, как правило, не доходит до полок в антикварном магазине, продается только через аукцион и тоже по подросшим за год ценам. Как правило, это редкие предметы XIX — начала XX веков. Но и на более поздние предметы, связанные с историей и ностальгией спрос в этом году не упал, говорит владелец антикварного салона «Однажды» Антон Лукьянов:

Антон Лукьянов владелец антикварного салона «Однажды» «На нашем рынке количество интересных предметов всегда ограничено. Если интересная вещь выходит на рынок, то она будет продана — в этом можно не сомневаться. Люди не стали голодать, они не разорились, покупательная способность хорошая. Любые вещи позапрошлого века в любом случае будут интересны коллекционерам и ценителям. У нас в этом году зашла и выставлена в магазине интересная польская ваза-конфетница. Человек пришел, увидел ее, он знает, что это за предмет, он даже не спрашивает цену. Он говорит: я беру ее. Сколько она стоит — узнает, когда мы фактически оформляем покупку, то есть он готов заплатить за такую вазу 70 тысяч рублей, 120 тысяч, по большому счету его это не интересует. Таких вещей больше нет, в следующий раз она может пройти через десять лет, случайно где-то у кого-то оказавшись. Я могу рассказать казус о гжели. Гжель — это такие товары, которые сейчас уже никому не нужны. Их практически не покупают. У нас есть две витрины — оформлены гжелью, предметы там стоят и стоят. В то же время к нам пришел дедушка, долго стоял над витриной с гжелью, выцепил несколько вещей, выкупил их, объяснил нам, в чем ценность именно этих вещей. Там действительно оказались предметы, ценность которых не смогли определить даже мы».

По словам Антона Лукьянова, кроме гжели, слишком мало ценится еще и советский хрусталь. Он есть у каждой второй семьи в стране. Не берут его даже под Новый год. Хотя казалось бы, в недавнем прошлом это непременный атрибут праздника. Зато хорошо расходятся елочные игрушки полувековой давности и старше. Ценятся Деды Морозы 50-60-х годов ручной работы из папье-маше. Это тот товар, спрос на который из года в год не меняется.