Что произошло с антикварным рынком в 2022 году?
Вопреки ожиданиям спрос на предметы истории и искусства не упал, потребительское поведение не изменилось. Но усложнились поиски эксклюзивного товара для пополнения ассортимента
Читать на полной версииУчастники антикварного рынка рассказали Business FM, как пережили 2022 год. Их негативные ожидания не оправдались.
Рынок искусства и антиквариата — это то, что традиционно относят к премиум-сегменту. Он обычно легче других переживает экономические потрясения, поскольку ориентирован на обеспеченную аудиторию. Тем не менее, владельцы антикварных салонов и аукционных домов ожидали негативного влияния геополитических событий на спрос, продажи, цены, логистику. Прежде всего прогнозировали высокую инфляцию. Она неминуемо должна была привести к повышению цен, неприличному настолько, что коллекционеры, по всем прогнозам, должны были притормозить с приобретением картин и скульптур. А их владельцы в любые кризисные времена прекращают их продавать. На этом фоне острый дефицит предметов искусства на рынке казался логичным. И с конца февраля по май примерно так события и развивались.
Но то, что происходило дальше, неожиданно сыграло на пользу и продажам, и ценам, и наполнению рынка редкими предметами искусства, рассказал директор аукционного дома ArtSale.info Константин Бабулин:
Константин Бабулин директор аукционного дома ArtSale.info «Инфляция пошла вверх, но в какой-то момент летом отыграла назад. Многие коллекционеры, к сожалению, стали уезжать из страны. Причем уезжали совсем, продавая в том числе свои коллекции. И для них неважно стало, сколько они на этом теряют. Было важно получить деньги. И мы вдруг неожиданно для себя вместо дефицитов оказались в избытке. На рынок вышли очень хорошего качества и уровня картины. На открытых аукционах такого не было никогда. И мы в результате получили себе абсолютно сумасшедшую подборку картин практически из аукциона в аукцион. Что в свою очередь привлекло, как это ни странно, новых покупателей. Мы думали в начале кризиса, что с покупателями будет тоже все плохо: санкции, другие проблемы будут накладывать ограничения на их стремление что-то покупать. Оказалось, что нет. То ли к санкциям наш бизнес адаптировался быстро, то ли в целом гибче оказалась вся система российской экономики. Часть ушла, естественно, но появились новые, как это ни странно».
В результате продажи у ArtSale.info выросли на 30% год к году, но не на весь ассортимент. Самая тяжелая ситуация сейчас в среднем ценовом сегменте — на картины до 200 тысяч рублей. Цены упали из-за нулевого спроса. Дело в том, что аудитория этого сегмента пострадала больше всего. Зато за редкие предметы искусства по цене в миллион рублей и выше разворачивается нешуточная борьба на аукционах.
Именно туда уходит и редкий антиквариат. Он, как правило, не доходит до полок в антикварном магазине, продается только через аукцион и тоже по подросшим за год ценам. Как правило, это редкие предметы XIX — начала XX веков. Но и на более поздние предметы, связанные с историей и ностальгией спрос в этом году не упал, говорит владелец антикварного салона «Однажды» Антон Лукьянов:
Антон Лукьянов владелец антикварного салона «Однажды» «На нашем рынке количество интересных предметов всегда ограничено. Если интересная вещь выходит на рынок, то она будет продана — в этом можно не сомневаться. Люди не стали голодать, они не разорились, покупательная способность хорошая. Любые вещи позапрошлого века в любом случае будут интересны коллекционерам и ценителям. У нас в этом году зашла и выставлена в магазине интересная польская ваза-конфетница. Человек пришел, увидел ее, он знает, что это за предмет, он даже не спрашивает цену. Он говорит: я беру ее. Сколько она стоит — узнает, когда мы фактически оформляем покупку, то есть он готов заплатить за такую вазу 70 тысяч рублей, 120 тысяч, по большому счету его это не интересует. Таких вещей больше нет, в следующий раз она может пройти через десять лет, случайно где-то у кого-то оказавшись. Я могу рассказать казус о гжели. Гжель — это такие товары, которые сейчас уже никому не нужны. Их практически не покупают. У нас есть две витрины — оформлены гжелью, предметы там стоят и стоят. В то же время к нам пришел дедушка, долго стоял над витриной с гжелью, выцепил несколько вещей, выкупил их, объяснил нам, в чем ценность именно этих вещей. Там действительно оказались предметы, ценность которых не смогли определить даже мы».
По словам Антона Лукьянова, кроме гжели, слишком мало ценится еще и советский хрусталь. Он есть у каждой второй семьи в стране. Не берут его даже под Новый год. Хотя казалось бы, в недавнем прошлом это непременный атрибут праздника. Зато хорошо расходятся елочные игрушки полувековой давности и старше. Ценятся Деды Морозы 50-60-х годов ручной работы из папье-маше. Это тот товар, спрос на который из года в год не меняется.