«Яндекс» зарегистрировал в Ереване и США компанию Beyond ML. Как сообщили телеканалу RTVI в пресс-службе «Яндекса», это один из внутренних экспериментов компании, созданный для продвижения B2B-сервисов и технологий.

Beyond ML — холдинговую компанию, которой принадлежит как минимум десять международных стартапов в сфере машинного обучения, пользующихся технологиями «Яндекса», — можно назвать «приемной дочкой» российского IT-гиганта. О ее существовании первым сообщил RTVI: в расследовании говорится, что ранее «Яндекс» не публиковал информацию о проекте. По данным канала, на одном из внутренних конференц-колов компании в начале лета прозвучала фраза: «Не хотим делать Beyond ML сколь-нибудь заметным».

Тем не менее тайной за семью печатями холдинг не назовешь — как пишет RTVI, уже осенью «Яндекс» все еще публиковал от своего имени вакансии на позиции в стартапах, на сайтах которых открыто говорится о связи с Beyond ML. Да и отнекиваться в российском гиганте не стали — в пресс-службе «Яндекса», как сообщает канал, подтвердили вынесение стартапов в иностранный холдинг в рамках «внутреннего эксперимента» и сообщили, что компании пользуются технологиями «Яндекса» по лицензии.

Можно ли говорить, что выведение международных подразделений в другие юрисдикции становится сложившейся практикой? Комментирует председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко:

Герман Клименко председатель совета Фонда развития цифровой экономики «Нет никаких практик сейчас, они только формируются, как работать под санкциями. Даже опыт Ирана для нас не очень релевантен. Ничего в этом странного, необычного нет, так как у нашей индустрии продукты крайне редко бывают узконациональными. Обычно так работает только языковая история, а, как правило, все, что связано с ретейлом, с нейросетями, — это достаточно международная история, и «Яндексу» нужно там присутствовать, поэтому он идет на это, и мне кажется, это нормальное бизнес-решение. Особо патриотичными коллегами это может быть воспринято как непатриотичный шаг. Но мне кажется, с точки зрения бизнеса и продвижения России главное — это успехи и соответствующие занятия позиций во всех рейтингах и в качественных продуктах, которые распространяются. Здесь больше устранение санкционных рисков и рисков вторичных санкций, чтобы можно было запускать проекты и чуть меньше беспокоиться о том, что вас за сотрудничество с Россией накажут».

Из публикации RTVI не до конца ясно, какие именно составляющие расследования о Beyond ML подтвердили в пресс-службе «Яндекса» и были ли у компании какие-то возражения. Среди прочего телеканал сообщает о регистрации юрлиц под таким названием в Армении и США, ссылаясь на выписки из реестров. По данным RTVI, совладельцами обоих юрлиц обозначены Дмитрий Степанов и Максим Загребин — ранее оба были топ-менеджерами «Яндекса», но Загребин на своей странице в LinkedIn (заблокирован в РФ) указывает, что покинул должность еще в марте. По словам источников канала, на деле он продолжает участвовать в деятельности российского IT-гиганта.

Велик ли риск санкций для подобной не до конца независимой компании? Комментирует партнер адвокатского бюро NSP, эксперт по санкционному праву Сергей Гландин:

Сергей Гландин партнер адвокатского бюро NSP, эксперт по санкционному праву «Я не вижу здесь каких-то серьезных санкционных рисков. Все-таки сам «Яндекс» не под санкциями, а [сооснователь «Яндекса»] Аркадий Волож только под санкциями ЕС. Если у него менее 50% доли в юрлице, то такое лицо не считается подсанкционным. Более того, господин Волож не находится под санкциями США и вряд ли туда попадет, потому что США из-за 201-й поправки очень осторожно вводят санкции именно в отношении всяких IT-компаний, IT-стартапов и прочих венчуров, которые занимаются чем-то в интернете, в области телекоммуникаций. Я не вижу каких-то санкционных рисков здесь или потенциальных проблем у этого нового юридического лица».

В ноябре IT-гигант объявил о «предварительных намерениях» по разделу активов нидерландской Yandex N.V. Сообщалось, что основной бизнес и ряд зарубежных направлений могут быть выделены в отдельную группу компаний под брендом «Яндекс», а материнская компания может выйти из числа акционеров группы и сменить название. В пресс-службе «Яндекса» заявили RTVI, что «эксперимент» с Beyond ML отношения к возможным изменениям структуры бизнеса не имеет. Тем не менее между российскими и иностранными проектами «Яндекса» уже идет миграция специалистов, рассказал Business FM сотрудник одной из зарубежных структур «Яндекса» Михаил:

«Каждый может попроситься в международный «Яндекс», но ему придется пройти собеседование и выиграть конкурс, однако это сделано не специально, это скорее миграция талантов. Бывает и обратная ситуация, потому что компания стала международной, а кто-то не может переехать из-за жены, ребенка, друзей и так далее, поэтому они переходят в российский «Яндекс». Еще если в отдельном бизнес-юните был раздутый штат и всех не могут перевести на новое юрлицо, то люди идут в российский офис. Я думаю, что переходят в международные структуры «Яндекса» в основном те, кто боится, что «Яндекс» станет государственным, и те, кто просто видит больше возможностей в работе за границей».

Основатель «Яндекса» Аркадий Волож и топ-менеджер компании Тигран Худавердян ранее оказались в санкционных списках ЕС и покинули позиции в «Яндексе», однако сама компания не находится под санкциями. Несколько недель назад глава Счетной палаты Алексей Кудрин объявил об отставке с поста и переходе в «Яндекс» на должность «советника по корпоративному развитию». СМИ писали, что назначение связано с реструктурированием «Яндекса», однако официальной информации о роли Кудрина в будущей структуре IT-гиганта не публиковалось.