Bloomberg: ExxonMobil и Shell начали отказываться от танкеров, перевозивших российскую нефть
Компании отдают предпочтение судам, которые не перевозили российскую нефть в последних трех рейсах. С 5 декабря США запретили страховать, финансировать и предоставлять суда для перевозки российской нефти, если ее стоимость выше 60 долларов
Читать на полной версииОбновлено в 17:20
Крупнейшие американские энергетические компании ExxonMobil и Shell начали отказываться от найма танкеров, ранее перевозивших российскую нефть, сообщает Bloomberg.
По данным агентства, Exxon с 5 декабря начала требовать, чтобы судовладельцы удостоверились, что на танкерах, сдаваемых в аренду компании, не перевозилась российская нефть либо другие грузы из России. Невыполнение этого требования позволит Exxon прекратить действие контракта. От связанных с Россией танкеров отказалась и Shell.
Компании отдают предпочтение судам, которые не перевозили российскую нефть в последних трех рейсах. Санкции спровоцировали появление так называемого темного флота танкеров, которые, как ожидается, будут служить интересам России, отмечает Bloomberg.
Комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
С 5 декабря США запретили страховать, финансировать и предоставлять суда для перевозки российской нефти, если ее стоимость выше 60 долларов. В первую неделю после введения потолка цены на российскую нефть ее экспорт снизился на 54%, сообщает Bloomberg со ссылкой на собственные расчеты. Агентство подчеркивает, что к расчетам поставок за неделю следует относиться с осторожностью, так как это слишком маленький срок и на длительной временной дистанции показатели могут измениться.
Комментирует заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:
Алексей Белогорьев заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов «Оценки Bloomberg — это именно оценки, никто полной картины сейчас не видит, поскольку существенная часть поставок находится вне поля зрения и ценовых агентов, и других аналитических организаций. Речь идет пока только о данных за первую неделю после введения потолка цен, действительно, наблюдалось резкое сокращение отхода танкеров из российских портов в Черном и Балтийском морях, в Находке тоже были свои проблемы с поставками ESPO, сорт, который существенно дороже, чем Urals. Но сколько эта тенденция продлится, мы не знаем. Судя по недельным данным, судить о каких-то серьезных трендах сложно, здесь нужно понимать, все-таки опираться на какую-то среднемесячную статистику, то есть общая картина будет понятнее ближе к началу-середине января. Но, конечно, это тревожный сигнал, хотя отчасти ожидаемый. Кроме того, все-таки очень большую роль играет фактор неопределенности. Правила были определены в самый последний момент, и до сих пор не все смогли полностью осознать, насколько они готовы работать по этим правилам. Это касается и транспортных компаний, и страховых компаний, отчасти и покупателей, и поставщиков».
Власти России подчеркивали, что не станут поставлять нефть в страны, одобрившие ограничения. Вице-премьер Александр Новак говорил, что Москва будет перенаправлять поставки на «рыночно ориентированных партнеров» или сокращать добычу.