Обновлено в 20:24

Мировой судья 70-го участка столичного района Ховрино оштрафовала на 2,5 тысячи рублей москвичку, державшую в квартире трех амурских (дальневосточных) лесных котов, занесенных в Красную книгу. По решению суда животных конфисковали в доход государства. Об этом Business FM сообщила руководитель пресс-службы прокуратуры Москвы Людмила Нефедова.

По ее словам, женщину признали виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.35 КоАП РФ. Она предполагает ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу, или действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания таких животных.

Как следует из постановления суда, копия которого имеется в распоряжении Business FM, редких животных — двух самок и одного самца — обнаружили у проживающей в доме № 6 по 5-му Войковскому проезду 51-летней москвички Елены Коптяевой, основным видом деятельности которой является обучение верховой езде в одном из конноспортивных комплексов столицы. В поле зрения надзирающих органов женщина попала, когда оборудовала для них вольер прямо в окне жилого дома, что не осталось без внимания соседей. В итоге действиями любительницы животных заинтересовались сотрудники Головинской межрайонной прокуратуры.

В ходе процесса в суде женщина вину не признала, выдвинув версию о том, что дикие кошки находились у нее на передержке, и даже представила два договора — от 25 декабря 2020 года и 21 июля 2021 года. Они были заключены с ее подругой Каташоновой Е. А.

Последняя рассказала, что еще в конце сентября 2018 года она приняла в ООО «Амурский тигр» четверых дальневосточных лесных котят, рожденных в июле того же года в Приморском сафари-парке. По ее словам, когда в декабре 2020 года у нее начался ремонт в квартире, она попросила Коптяеву взять их на время к себе. Какая участь постигла четвертого кота, в решении суда не говорится. При этом свидетельница уверяла, что Коптяева обеспечила животным надлежащий уход и ветеринарное наблюдение. Однако суд подругам не поверил, решив, что у них отсутствуют документы, подтверждающие законность происхождения и владения котами.

В итоге судья Елена Белавкина сочла, что держать диких животных в домашних условиях «не соответствует их биологическим потребностям». По ее решению коты были переданы в Центр передержки и реабилитации животных. Судя по всему, впоследствии их передадут в зоопарк. Однако произойдет это, если решение устоит в апелляции. Елена Коптяева может обжаловать его в Головинском районном суде столицы.

Самостоятельно выжить в дикой природе эти животные уже не способны, отмечает координатор проектов по сохранению видов WWF Наталья Дронова:

Наталья Дронова координатор проектов по сохранению видов WWF «Частным лицам запрещено содержать диких кошек в условиях неволи. Конечно, в данном случае страдают коты, потому что в квартире очень трудно создать условия, соответствующие этому виду. Им нужно больше движения, особое питание — не просто мясо из магазина, они должны потреблять какие-то элементы шкуры и костей, и вряд ли хозяин мог это обеспечить. Это делают в зоопарках, там позволяют животным охотиться, дают живые кормовые объекты. Котята, рожденные в неволе, то есть в различных зверинцах, зоопарках, например тигрята или львята, — это все животные из разведения, то есть у нас нет львов, изъятых из природы. То же самое касается некрупных кошек. Если это лесные котята, родившиеся в условиях неволи, они, конечно, быстро адаптируются, просто они немного больше домашней кошки. Конечно, для человека этот вид не опасен, но попасть в природу обратно он не может. Если кот был на обеспечении у человека и особенно если с детства выращивался в условиях неволи, то, конечно, в природе он не выживет».

Дальневосточный лесной кот занесен в Красную книгу России. Он обитает на побережье Японского моря и в бассейне реки Амур. По данным на 2015 год, численность этого вида не превышает нескольких тысяч особей. Их незаконно вылавливают браконьеры, чтобы одомашнить.