Бизнесменом без бумажных документов быть трудно
В рубрике «Бизнес говорит» история петербургского предпринимателя. Он предоставляет государству документы в электронном виде. Но от него все равно требуют бумажную отчетность
Читать на полной версииПавел — владелец компании из Петербурга, которая занимается обслуживанием дизель-генераторных установок. Это микропредприятие, в котором трудятся всего несколько человек. Но компания участвует в госзакупках. С этого года для этой сферы обязателен электронный документооборот — ЭДО. Как говорит Павел, когда это ввели, в компании обрадовались: больше не нужна бумажная волокита, не нужно тратиться на бумагу и услуги курьера. Но по факту ничего не изменилось.
Вернее, не совсем так. Теперь бухгалтеру требуется отправлять и электронную отчетность, что тоже требует сил и времени. И параллельно все равно отправлять в комитет по госзакупкам документы в бумажном виде, потому что там продолжают их требовать. И в самое горячее время, когда сдается отчетность, Павлу приходится переквалифицироваться из бизнесмена в курьера:
«Как было, так и осталось. Для моей маленькой компании вызывать курьера и развозить эти документы по государственным структурам невыгодно. Получается так, что на конец месяца я становлюсь курьером. Мало того, еще бывает и такое, что в контракте — одно, комитет, который желает увидеть эти документы, хочет видеть совсем другое. И получается, ты еще раза три-четыре их переделаешь, потом они только попадают в комитет, причем в живом виде. Зачем тогда нужна электронная отчетность? Разве комитет не видит этой отчетности в электронном виде? Вот я не понимаю этого. Не понимаю, зачем мы делаем бессмысленную лишнюю работу».
Для бизнеса, если он не работает с государством, электронный документооборот пока необязателен (за исключением отраслей, где введена маркировка товаров). У налоговой были планы перевести на ЭДО почти весь документооборот в стране лишь к концу 2024 года. Правда, об этих планах сообщалось до санкций. Кто-то переходит добровольно, зная, что это рано или поздно все равно придется сделать. Тут тоже есть проблема, хотя и несколько другого характера.
К примеру, компания уже перешла на ЭДО, потратив деньги и усилия. Но выясняется, что контрагенты этого не сделали. Или этого не сделали их партнеры. И поэтому все равно приходится делать двойную работу, рассказывает генеральный директор группы компаний «Русит» Дмитрий Филиппов:
Дмитрий Филиппов генеральный директор группы компаний «Русит» «Не все внедрили электронный документооборот, мы тоже пытаемся его внедрить, но многие наши клиенты помимо электронных документов требуют бумажные носители, и мы делаем на бумажных носителях, тем самым выполняя двойную работу. Предполагаю, что потребуется какой-то период времени, когда вся страна плавно перейдет на электронный документооборот. Сколько на это потребуется, год или два, не знаю. Проблема, безусловно, существует. Не все ввели электронный документооборот, а мы, предположим, хотим кому-то отгрузить, они говорят: «То, что у вас есть электронный документооборот, — замечательно, но пока бумажки не будет, мы у вас не примем». Мы делаем бумажки и везем».
Наконец, я сам знаю из рассказов знакомых — они работают в госструктурах, где ЭДО уже давно обязателен, — что там все равно дублируют документы на бумаге, тратя на это уже государственные средства. Известно, что электронный документооборот позволит стране сэкономить большие деньги. По данным ФНС, на бумажные документы в год в России уходит 3,5 трлн рублей. А в этом году с учетом скачка цен на бумагу может быть и еще больше. Наконец, это экономия не только денег, но и рабочего времени. Есть, правда, и другая сторона: электронные данные утекают, цифровые подписи могут получить мошенники со всеми последствиями. Так что фраза, что без бумажки ты не человек или не бизнесмен, возможно, нескоро потеряет актуальность.