ArtStation — пожалуй, главная в интернете площадка для публикации диджитал-искусства — сегодня выглядит почти сюрреалистично. Весь раздел «Тренды», который обычно пестрит от футуристических пейзажей, фэнтезийных персонажей и фотореалистичных иллюстраций, превратился в рупор народного недовольства. Из первой сотни картинок на странице едва ли найдется десяток без слогана «Нет изображениям, сгенерированным ИИ».

Обидеть художников искусственный интеллект смог своим появлением на платформе. Как пишет портал Kotaku, казусом белли стало попадание в топ рекомендаций изображения девушки-киборга, нарисованного одним из популярных алгоритмов вроде DALL-E или Midjourney. Теперь художники и графические дизайнеры требуют от ArtStation запретить публикацию автосгенерированных картинок, а от искусственного интеллекта — сперва разобраться с изменением климата и раком, а потом уже осваивать мольберт.

Можно ли вообще считать творения ИИ полноценным искусством? И если да, то долго ли осталось художникам? Комментирует историк искусства, коллекционер Сергей Подстаницкий:

Сергей Подстаницкий историк искусства, коллекционер «Конечно, мир меняется. Возможно, уже и это нужно воспринимать как искусство. Но я посмотрел на эти вещи. С одной стороны, они не сильно отличаются от незамысловатых работ каких-нибудь современных художников. Если у вас стоит задача закрыть дырку на стене, как это было в мультфильме «Простоквашино», то выбирать может только сам покупатель. С другой стороны, я как коллекционер могу сказать: когда покупаешь какую-то картину, тебе интересна в том числе судьба самого художника. Ты пытаешься через его биографию понять, что он пытался вложить в то или иное произведение. А когда картину создает искусственный интеллект, он действительно создает некий продукт. Но будет ли он интересен с точки зрения восприятия искусства, я сомневаюсь».

Претензии художников основаны не только на ревности к машине. Дело в том, что в своих творениях ИИ вдохновляется не абстрактным цифровым гением, а вполне беззастенчиво заимствует идеи и подходы у людей, в том числе через тот же ArtStation. К примеру, популярное сегодня приложение Lensa, которое превращает фотографии пользователей в довольно симпатичный диджитал-арт, даже оставляет на картинках улики. На некоторых работах Lensa в углу можно заметить странные закорючки. Как пишет The Conversation, это остатки подписей тех авторов, творения которых использовал искусственный интеллект. Несколько художников рассказали канадской CBC, что ряд машин уже умеют рисовать в их уникальном стиле по запросу с фамилией автора. То есть создатели ИИ пользовались их работами для тренировки алгоритма, не спросив об этом правообладателей.

О тонкостях регулирования искусственного искусства рассуждает управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко:

Федор Кравченко управляющий партнер Коллегии медиаюристов «Когда происходит творческая обработка каких-либо произведений, используется то, что в Гражданском кодексе называется исключительным правом, и на это нужно получать разрешение у автора. Возникает, правда, вопрос: является ли переработкой то, что делает искусственный интеллект? Потому что сама по себе переработка в российской концепции тоже понимается как творческий труд, который может совершить только человек. Тем не менее какая-то форма использования произведений фотографов, художников, создавших те картинки, которые обрабатывает искусственный интеллект, безусловно, имеет место. Разумеется, когда используется изображение, причем используется буквально, то есть для создания нового произведения или новой картинки используется база из предыдущих картинок, суд в каких-то случаях может установить, что использовалось именно произведение, а не его идея, его концепция и другие неохраняемые элементы».

Создатели приложения Lensa — компания Prisma Labs — претензии в плагиате отвергают. Разработчики указывают, что ни одна из их картинок «не может быть описана как точная копия конкретного произведения», и сравнивают автогенерацию искусства с кинематографом, который «не убил театр», и бухгалтерскими программами, которые не похоронили профессию бухгалтера. По мнению компании, искусственный интеллект станет помощником художников будущего.

В каком-то смысле это уже происходит. Одним из первых примеров коммерческого применения ИИ-искусства стала компьютерная игра High on Life от создателей мультсериала «Рик и Морти», вышедшая на этой неделе. В интерьерах ее уровней можно найти огромное число постеров несуществующих фильмов или выдуманных музыкантов. Создатели игры рассказывали, что их никто не рисовал — картинки были сгенерированы алгоритмом Midjourney. Как пишет Forbes, с помощью машин разработчикам будет проще создавать игры AAA-качества за меньшие деньги. Только главное, чтобы потом в текстурах не нашлись подписи авторов, у которых то ли «училась», то ли воровала машина.