Без фан-зон, но с гарантированными беспорядками. Франция в ожидании футбольного матча с Марокко
Ситуация не совсем обычная. Во-первых, отношение к самому чемпионату весьма неоднозначное — из-за места его проведения. Во-вторых, в самой Франции живут много выходцев из Марокко. Чего можно ожидать до и после матча?
Читать на полной версииПолуфинальная встреча Франция — Марокко, которая состоится вечером в среду, очень важна не только для французской команды, но и для болельщиков, коих в стране очень много. Но массового и организованного просмотра матча на улице, как это было во время чемпионата мира-2018, в этом году в большинстве французских городов не будет. По этому поводу шли ожесточенные споры. Они были связаны с фактом проведения мундиаля именно в Катаре, несоблюдением там прав человека и нанесением ущерба окружающей среде. Дополнительным негативным фактором стал и коррупционный скандал в Брюсселе, в котором оказались замешаны евродепутаты. Он, предположительно, может быть связан с катарским чемпионатом.
Первым бойкот чемпионату объявил Страсбург. Позже к нему присоединились Париж и другие крупные французские города. Поэтому все происходит спонтанно, утверждает жительница города Шату Ольга Канвиль:
— На Гран Арме, на главной улице, выезжают огромное количество автомобилистов, ездят со своими флагами. Люди, которые приехали с юга, например севера Африки или с Ближнего Востока, с открытых люков высовываются, чуть не выпадают оттуда, орут, музыка кричит, полиции море. Типичная парижская картинка.
— Есть какие-то фан-зоны, экраны?
— Есть специальные клубы, в которых устанавливают телевизоры, для того чтобы люди могли смотреть во всех ресторанах, кафе.
Всего несколько городов, таких как Сен-Назер, Дижон и Шатору, после ожесточенных споров решили установить гигантские экраны для просмотра полуфинала между Францией и Марокко. В столице Франции полицейское усиление началось еще в понедельник, 12 декабря, и составляет порядка 2 тысяч человек. Сообщается, что Елисейские поля 14 декабря не планируется перекрывать для движения, а болельщиков призовут не покидать тротуары. Насколько они этому требованию последуют, есть сомнения, указывает жительница Парижа Татьяна:
— Сами понимаете, французов марокканского происхождения немало в Париже. Завтра все дома будут. Или в кафе, ресторанах, барах, где есть телевизор.
— Действительно не будет ни больших экранов для просмотра, ни фан-зон?
— Нет, не будет. Потому что ситуация неоднозначная. На Париж ставят все. Мне кажется, будет какой-то конфликт. Кто-то расстроится очень сильно. Даже когда Марокко выиграло, что-то невероятное было: шум такой был, что даже в квартирах было слышно. Что-то невообразимое.
Немаловажная деталь: во Франции в некоторых регионах проживают немало выходцев из Марокко, у которых двойное гражданство. Поэтому их поведение во время полуфинала сложно предсказать. На юге страны, в Сен-Рафаэле, предположительно, установят экран, но только если французская сборная выйдет в финал. Мэр города Фредерик Маскелье объяснил, что его не будет на полуфинале матча Франция — Марокко именно «по соображениям безопасности». В этом регионе рядом с Сен-Рафаэлем, в городе Фрежюс на прошлой неделе произошли инциденты после матча Марокко против Испании. Вот что рассказывает житель соседней Ниццы Олег:
«Мы не ожидали, что будет так много людей из Марокко. Они гуляли с флагами, бросали петарды, кричали, остановили даже дороги у нас в Ницце. Они относятся к французам агрессивно. Я думаю, что французы будут смотреть дома или в барах на террасе. На улицы, конечно, они будут выходить, чтобы радоваться, но мы ожидаем, что будет конфронтация, проблемы. Полиция будет, конечно, но этого недостаточно, чтобы их контролировать, успокоить».
В Бордо, где марокканская община оценивается в 18 тысяч человек, полиция патрулирует город уже начиная с 1/8 финала. В субботу на улицах этого города можно было наблюдать ликующую толпу с петардами и дымовыми шашками. Однако, когда атмосферу сочли угрожающей общественной безопасности, полиция достаточно легко навела порядок. Правда, ей пришлось ограниченно применить слезоточивый газ. Схожая ситуация наблюдалась и в Тулузе, где на ее улицы вышли порядка 6 тысяч болельщиков, а местный полицейский участок подвергся обстрелу.