Когда-то «Кама» была мечтой многих советских школьников. Я, например, хоть и не мог пожаловаться — у меня был «Салют», — но все равно с завистью смотрел на тех, кто ездит на «Каме». Причем желательно, чтобы она была красного цвета. Подростковый велосипед на небольших колесах имел важную особенность: он складывался и легко помещался в багажник автомобиля. Его было вполне удобно везти и в общественном транспорте. И его, в отличие от некоторых других советских моделей, было легче во время езды поднять на дыбы, а это как минимум считалось красивым.

Стоил довольно дорого: по воспоминаниям, около 100 рублей. Некоторым советским работникам, чтобы получить такие деньги, нужно было трудиться месяц. Производили «Каму» на пермском заводе, который когда-то назывался именем Октябрьской революции, затем стал компанией «Велта», а потом разорился. Там же когда-то делали другой известный советский велосипед — «Урал».

Новую «Каму» намерены выпускать тоже на пермском заводе, это известный российский производитель велосипедов «Форвард». Сейчас конкурентов у «Камы» много, напоминает журналист, организатор велосоревнований Никита Маков:

Никита Маков журналист, организатор велосоревнований «Односкоростной складной велосипед на двадцатидюймовых колесах — это не какой-то бином Ньютона. Такие велосипеды производятся и сейчас, они никуда не делись, производятся огромной кучей разных брендов: и в Китае, и в Европе, и в России. Аналоги «Камы» есть в модельном ряду практически любого производителя. Это просто недорогой складной велосипед на двадцатидюймовых колесах. Таких Stels полно, если говорить о российских производителях. Их все это время выпускали, покупали люди в регионах, дачники. Очень много работников коммунальных служб даже в Москве на этих велосипедах разных вариаций ездит. Нормальный компактный дорожный велосипед. Очень простой. Он и через 100 лет, скорее всего, таким же останется».

«Кама» была популярна в 1970-1990-х годах. Некоторые ценители в разговоре с Business FM высказали мнение, что лучшие велосипеды делали именно в 70-х, и у кого-то они до сих пор стоят в гаражах. А вот в 90-х качество снизилось. Впрочем, собеседники оговариваются, что это больше рассуждения на тему «раньше и трава была зеленее».

На пермском заводе заявили, что «Каму» будут производить на базе классического универсального городского велосипеда, но будет и модернизация в соответствии с духом времени. Основные комплектующие, вероятно, произведут в России. Но что-то, возможно, придется купить в Азии — по причине того, что не все детали делаются в стране. Комментарий велоэксперта Михаила Невелева:

Михаил Невелев велоэксперт «Насколько он реально будет соответствовать историческому прототипу, это, конечно, большой вопрос. Я думаю, геометрию материала велосипеда пересмотрят на более современный лад. Развитие велосипедов на месте не стоит. И раму, и колеса «Форвард» в состоянии сделать из российских комплектующих. Это будет интересная модель. По поводу трансмиссии и остального. Скорее всего, это будут все-таки иностранные комплектующие, азиатские, потому что ту же самую трансмиссию в России никто не производит».

И одна из самых важных деталей — цена. Производитель хоть и заметил, что стоимость комплектующих меняется ежедневно, но заявил, что будет стараться, чтобы новая «Кама» стоила в пределах 10 тысяч рублей. Если сравнить с советскими 100 рублями, это недорого. Для примера: модели популярного складного велосипеда Shulz с колесами 20 дюймов сейчас могут стоить десятки тысяч рублей. Новых «Кам» предполагается произвести 3 тысячи штук, серийный выпуск начнется в январе. Можно предположить, что покупатели найдутся: хотя бы из-за цены и ностальгии.