Чем чревата череда пожаров в торговых центрах?
В Балашихе сгорел торговый центр «СтройТракт». Ущерб, по оценке Всероссийского союза страховщиков, может достичь 10 млрд рублей. Это второй крупный пожар в Подмосковье за несколько дней
Читать на полной версииТолько за последние дни — второй крупный пожар в Подмосковье. В пятницу 2 декабря в Химках сгорел гипермаркет OBI, тогда погиб один человек. В понедельник сгорел строительный торговый центр в Балашихе. Вновь пострадал охранник, но его жизни и здоровью, по данным информагентств, ничего не угрожает.
Причиной прошлого пожара могли стать нарушения при сварочных работах. В этот раз предварительная версия — короткое замыкание, вызванное дождем. Как анонимно рассказал один из пожарных, огонь мог перекинуться на бытовки с рабочими, которые почти вплотную примыкают к торговому центру. По словам собеседника ТАСС, этого чудом не произошло. В самом же здании, которое загорелось утром, сотрудников не было, пожар начался до открытия ТЦ. Но были сообщения, что сотрудников ТЦ удалось оперативно эвакуировать.
О возможных причинах очередного крупного пожара рассуждает эксперт в области пожарной безопасности Константин Калужин:
— Причиной может быть все что угодно: как человеческий фактор, так и короткое замыкание. Второе является причиной пожара в 30% случаев.
— В каких случаях можно однозначно опровергнуть, что это поджог?
— Когда источник пожара происходит на крыше, понятно, что это не поджог, скорее всего, это проводка. Если в щитовой — то то же самое. По крайней мере, когда все уже прогорает и все обрушается, найти причину возгорания экспертам пожарно-технической лаборатории становится очень сложно. Они пытаются установить источник пожара, но если [пожар происходит] в нерабочее время, это, скорее всего, может быть короткое замыкание, а не поджог. Я не думаю, что это поджоги.
Уже есть предварительные оценки ущерба. Они могли составить 10 млрд рублей. Но, возможно, будет 5 млрд. Пресс-служба Всероссийского союза страховщиков передала в редакцию Business FM комментарий главы ВСС Евгения Уфимцева. Он напомнил о похожем пожаре, который произошел около пяти лет назад в подмосковном торговом центре «Синдика». Тогда убытки оценили примерно в 5 млрд рублей. Что интересно, у союза страховщиков пока нет данных о том, с кем был заключен договор страхования «СтройТракта».
По словам Уфимцева, череда подобных случаев может привести к тому, что страховщики вместе с органами будут вместе оценивать, как выполняются противопожарные меры и есть ли подозрения, что у арендаторов или арендодателей из-за не лучшей финансовой ситуации появилось желание получить страховое возмещение. По тому, что известно сейчас, страховому рынку России будет вполне по силам покрыть ущерб, отмечает Евгений Уфимцев:
Евгений Уфимцев глава Всероссийского союза страховщиков «Более точная цифра будет известна, когда поднимут договоры страхования, условия, на которых было страхование. Но аналогичный убыток был четыре-пять лет назад — по похожему торговому центру со строительными материалами. Поэтому 5 млрд рублей, я думаю, это примерно та сумма, в которую как раз страховая компания и будет оценивать общий убыток. Возможности страхового рынка Российской Федерации позволяют урегулировать данный убыток, несмотря на то что была череда торговых центров, которые в последнее время подвергались воздействию пожара. Мы надеемся, что благодаря помощи и государственной перестраховочной компании, и емкостям самого рынка проблем с урегулированием не возникнет».
Можно ли говорить, что за последнее время крупные торговые центры начали все чаще гореть? Ответа на этот вопрос пока нет, общая статистика по пожарам будет опубликована лишь в следующем году. Но, судя по сообщениям МЧС, в последние годы количество пожаров в России снижалось. Возможно, просто так совпало, что всего за несколько дней произошло два похожих происшествия. Ущерб от пожара в OBI предварительно оценивали в 20-30 млрд рублей. Еще один крупный пожар в этом году был летом на складе Ozon. Тогда ущерб оценили почти в 11 млрд рублей.
То есть по итогам только этих трех ЧП убытки могут составить 50 млрд рублей и больше. Но, поскольку оценки предварительные, может быть и меньше. Часть, вероятно, покроет государство, то есть национальная перестраховочная компания. Но сколько заплатит она, еще неизвестно: все зависит от договоров и от их дат. Возможно, ей придется покрыть 10% — так того требовал закон раньше. А, возможно, половину — так этого требует закон сейчас.