Если бы рынок недвижимости выбирал свое слово или словосочетание 2022 года, импортозамещение точно вошло бы в тройку претендентов на победу. Нехватка стройматериалов, на которые рассчитывали, поиск новых поставщиков, на который не рассчитывали, выстраивание принципиально иных логистических цепочек и частичный пересмотр проектов — все это в уходящем году стало для российских девелоперов серьезными материально-техническими проблемами. Хотя и далеко не единственными.

Во многих случаях вопросам управления материальными ресурсами уделяется недостаточно внимания, а ведь как отмечает управляющий партнер «Прагма», создатель платформы Pragmacore Кирилл Поляков, комплектация строительного объекта напрямую влияет на реализацию проекта, его сроки и окупаемость. «Особенно это касается промышленного строительства, поскольку в гражданском процесс комплектации менее сложный, материалы не такие высокотехнологичные, они проще в производстве и при осуществлении закупки, а сроки сжатые и не подразумевают длинных циклов производства. В промышленном же строительстве комплектация — это 50% стоимости проекта, а иногда и больше», — утверждает эксперт.

Конечно, директор департамента сметного ценообразования ГК «Гранель» Елена Миронова права: девелоперы по большей части не формируют материально-техническую базу строительных площадок, этим вопросом занимаются генподрядчики либо подрядчики в рамках своих контрактов. По ее словам, «в свете последних событий девелоперы на больших комплексах берут на себя оплату наиболее финансово затратных материалов напрямую. Но увязку графиков производства и поставок все же проводят подрядчики».

И тем не менее, не только генподрядчики знают абсолютно все про «матчасть» каждого объекта. А уж тему импортозамещения, с которого все-таки стоит начать, за этот год обсудили все и не единожды. По оценкам исполнительного директора Ногинского комбината строительных изделий (НКСИ) Михаила Зубарева, список импортозаместительных проблем весьма и весьма велик.

Михаил Зубарев исполнительный директор Ногинского комбината строительных изделий (НКСИ) «Снижение/исключение поставок в связи с санкциями — это одна из наиболее распространенных проблем, которая повлекла за собой дефицит материалов. Последнее негативно сказывается на стоимости и процессе стройки/ремонта коммерческих и жилых объектов: неминуемо повышались цены, пострадали и строители, и обычные люди. Снижение/исключение использования иностранных специалистов также оказывает негативное влияние: опытные кадры уходят, из-за чего рынок испытывает недостаток профильных специалистов с высокой квалификацией (хотя есть пути решения: расширять международное сотрудничество посредством привлечения новых специалистов, не попавших под санкции). Выросший срок и неритмичность поставок, нарушение ранее заключенных договоров приводит к стагнации рынка. Налицо риск полного отсутствия специфических запчастей, электроники, программного обеспечения. Следующая тема — необходимость увеличения запасов сырья, материалов, запчастей и так далее, стремление граждан закупать как можно больше материалов, даже если в них нет особой необходимости. Обусловлено это боязнью резких скачков цен, а также возможностью остаться без запчастей со стройматериалами в грядущем сезоне. При этом в положительной зоне — локализация поставок, поиск российских поставщиков и производителей: многие отечественные предприятия производят качественный продукт. Кроме того, на повестке дня новые продукты с возможным снижением производственной себестоимости, которые могут создаваться и на территории Российской Федерации. Для их реализации потребуется время, однако восстановление старых заводов и применение новых технологий гарантированно положительно скажется на общем состоянии экономики».

Так что, справился рынок недвижимости с задачей импортозамещения? Президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков в беседе с BFM.ru назвал ситуацию неоднозначной и признал, что говорить о 100-процентном импортозамещении в отрасли пока слишком смело. «Справедливости ради должен отметить, что еще ни одна стройка не встала из-за отсутствия какого-либо строительного материала или оборудования», — заявил при этом Антон Глушков.

Антон Глушков: С одной стороны, и государство, и производители, и отраслевые объединения прилагают максимум усилий для обеспечения технологической независимости отрасли. Конечно, процесс этот займет некоторое время, поскольку на протяжении последних 15-20 лет основная доля производственного комплекса состояла из иностранного оборудования, комплектующие для которого поставлялись из других стран и техническое обслуживание которых производилось иностранными специалистами. Обеспечить полный переход на отечественное оборудование, не уступающее по функциональности зарубежному, в дальнейшей перспективе возможно, но здесь потребуется дополнительная поддержка государства и курс на развитие научно-технологического комплекса страны. С другой стороны, исследования показывают высокую зависимость разных секторов отрасли стройиндустрии от импортных компонентов и материалов. По данным экспертов, производство половины всех видов стройматериалов в России зависит от импортного оборудования на 70% и более, и если в течение ближайших лет не решить вопрос с развитием отечественного промышленного комплекса, российский рынок будет ждать дефицит по многим позициям ассортимента.
Например?
Антон Глушков: Кирпич, плитка и керамогранит, сантехническая керамика, саморезы, герметики, газобетон — они полностью выпускаются на западном оборудовании. Пока стройка старается справляться с комплектацией объектов. Если нужно оперативно заменить импортный материал или оборудование, вариативность продукции и производителей позволяет это сделать. Но это носит скорее локальный характер. Так, например, хороший уровень качества показывают отечественные и китайские производители лифтового оборудования, найти достойные замены уже ставшим традиционными брендам вполне возможно. Но если с конструктивом проблем практически не возникает (железобетон, наполнители, оконные конструкции, штукатурные смеси, арматура, опалубка — все это производится в России), то с оборудованием, в том числе определяющим функциональное назначение объекта капитального строительства, есть определенные сложности.
Многие отмечают особые сложности в сегменте строительной и дорожной техники. Это так?
Антон Глушков: Да, ситуация действительно сложная: здесь процент импорта существенно превышает 50-процентную отметку, а иногда доходит до 90%. Весной отрасль столкнулась с рядом проблем, связанных с прекращением или приостановкой поставок в Россию целого ряда международных брендов, таких как Bosch, Komatsu, Caterpillar, Volkswagen и MAN, Mercedes-Benz и другие. Причем это касается не только самой техники, но также запчастей и комплектующих. Если достаточные резервы на какое-то время смогут обеспечить сохранение производственных мощностей, то в случае их поломки для ремонта потребуется поставка комплектующих. В качестве одного из вариантов решения проблемы можно рассмотреть закупку техники, бывшей в употреблении, но комплексно закрыть проблему это, конечно, не поможет. К строительному сезону-2023 это точно не удастся сделать. Что касается развития отечественного машиностроения, большинство участников рынка сходятся во мнении, что переориентация реальна в длительной перспективе — быстрый прорыв в производстве отечественных комплектующих и оборудования невозможен.
Каталог импортозамещающих строительных материалов и оборудования помогает строителям?
Антон Глушков: Каталог НОСТРОЙ совместно с Минстроем России был запущен весной. Это электронный сервис для поиска и подбора стройматериалов, изделий, оборудования, машин и механизмов иностранного производства, аналогам, произведенным на территории РФ или дружественных государств. Отмечу, что наш проект абсолютно некоммерческий! Мы поставили цель обеспечить проектировщиков и строителей объективной информацией об отечественных производителях материалов и оборудования, продукция которых вполне может заменить аналоги зарубежного производства. Но это не только каталог аналогов. Фактически ресурс содержит информацию о производителях и поставщиках строительных материалов и оборудования на территории страны, доступ к нему открыт на официальном сайте Минстроя и размещен в Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве. Работая над формированием каталога, мы проанализировали проектную документацию нескольких реальных объектов, различных по функциональному назначению: жилой дом, школа, детский сад, поликлиника, федеральная трасса М12, ледовый дворец, котельная. Здесь мы опять же увидели, что почти 100% применяемых материалов — отечественного производства, но оборудование проектировщики в большей степени заложили импортное. Это касается и инженерного оборудования, и подъемно-транспортного, не говоря уже о специализированном.
Каков сегодня количественный состав каталога?
Антон Глушков: Он перешагнул отметку в 2000 позиций материалов и оборудования, которые применяются при строительстве объектов различного функционального назначения. Каталог имеет 10 основных разделов: отделочные материалы, строительные материалы, полимерные изделия, металлические изделия, инженерные системы, электротехнические изделия, изоляционные материалы, а также новые разделы — специализированное оборудование, строительные машины и техника, измерение и контроль. Всего в каталоге по состоянию на момент нашей с вами беседы (8 декабря) содержится 60 категорий ресурсов. По каждому из разделов работают подгруппы привлекаемых экспертов, в которые входят профильные специалисты, что способствует профессиональной оценке той или иной продукции в соответствии со спецификой ее производства и применения. Всего таких экспертов 55: это представители отрасли строительной индустрии, профессиональных объединений, испытательных лабораторий и саморегулируемых организаций.
А как производителю попасть в каталог? Это сложно?
Антон Глушков: Вовсе нет. Любое заинтересованное лицо может подать заявку на включение аналога импортной продукции в каталог через форму на сайте, после чего заявка проходит путь двойной проверки — экспертами и межведомственной рабочей группой, которая принимает окончательное решение о включении строительной продукции в каталог. Вообще при его наполнении пока мы не столкнулись ни с одной позицией, к которой не смогли подобрать аналог либо отечественного производства, либо выпускаемый на территории дружественного государства. Основная цель каталога — соединить производителя и конечного потребителя строительных ресурсов. Одновременно с этим идет популяризация отечественных производителей и сокращение сроков на подбор необходимого аналога. Каталог также можно использовать как ресурс подбора поставщиков, и если что-то не удалось найти, можно воспользоваться формой запроса, которая также размещена в соответствующем разделе. Работа продолжается, на основании данных анализа формируется интерактивная карта для представления строителям информации о производствах, для понимания логистических цепочек. Подводя итог, могу отметить, что процесс импортозамещения в строительной отрасли имеет свои шероховатости, не все идет гладко, но совместными усилиями участников отрасли при поддержке государства и наличии ресурсов со временем мы сможем достигнуть высоких показателей импортонезависимости.

Ну, а если оставить в стороне импортозамещение как самостоятельную тему, какие еще проблемы подстерегают строительные площадки в части формирования материально-технической базы? По оценкам директора компании UDS Всеволода Иванова, таких проблем несколько.

Всеволод Иванов директор девелоперской компании UDS «Прежде всего, обеспечение поставщиками необходимых объемов в нужные сроки. Многие компании еще не успели нарастить производство и не справляются с резко возросшими объемами заказов. Вторая сложность вытекает из первой — сроки поставки. В ряде случаев производители не могут обеспечить своевременное выполнение заказов, что становится вызовом для застройщиков, которые, в свою очередь, должны выполнять обязательства по срокам ввода и передаче ключей дольщикам. Третья трудность — качество. Однако, этот фактор присутствовал всегда, поэтому специалисты девелоперской компании постоянно занимаются поиском надежных партнеров, которые могут производить высококачественные стройматериалы. А вот традиционные проблемы с логистикой сейчас довольно успешно устраняются с помощью различных цифровых решений отслеживания поставок. В настоящее время подобных IT-решений достаточно много на рынке, и они успешно внедряются, по крайней мере, крупными логистическими компаниями. Еще одно осложнение, с которым приходится сталкиваться в последнее время — совмещение технологий уже действующего импортного оборудования и закупаемого сейчас отечественного и из стран, продолжающих поставки в Россию».

Елена Миронова также подчеркивает, что цифровизация очень полезна на больших объемах строительства: в этом случае повышается прозрачность закупок и сокращается время от заказа материалов и оборудования до их поставки, становится меньше ручной обработки. И вот тут Кирилл Поляков считает необходимым заметить: в условиях санкций и усложнения цепочек поставок выстроенное управление материально-техническим обеспечением (МТО) позволяет сэкономить за счет грамотного планирования, но сегодня подавляющее большинство игроков на рынке неправильно трактуют понятие комплектации.

По наблюдениям эксперта, чаще всего в компаниях создается подразделение по закупкам (департамент или отдел снабжения), и другие подразделения направляют ему свои «потребности» на закупку материально-технических ресурсов (МТР) без какой-либо координации между собой и не всегда ориентируясь на утвержденный график производства работ. Такой подход неизбежно ведет к одной их трех проблем либо их сочетанию.

Кирилл Поляков управляющий партнер «Прагма», создатель платформы Pragmacore «Первая — дефицит МТР: хаотичность в предоставлении запросов в подразделение по закупкам приводит к тому, что какая-то часть потребности в МТР формируется несвоевременно и/или теряется. Ожидание забытых поставок означает простой работ, а это до 20 млн рублей убытка на крупной стройке в день. Любой МТР, который упустили в процессе комплектации и завозят на площадку внепланово, обходится компании в разы дороже, чем он стоил бы при своевременном планировании. Особенно это актуально для проектов со сложной логистикой. Проблема номер два — образование неликвида. Часто подразделение по закупкам заказывает одни и те же МТР по нескольку раз, поскольку смежные подразделения компании не сверяют друг с другом свои потребности и дублируют заявки. В итоге после завершения строительного проекта на складах остаются десятки, сотни неиспользованных позиций, а переплата составляет десятки и сотни миллионов рублей. Наконец, третья проблема — заморозка оборотных средств. В некоторых случаях руководители строительных проектов принимают решение сразу закупить все необходимые МТР, чтобы избежать дефицита. Это приводит к замораживанию оборотных средств из-за переизбытка продукции на складах. Кроме того, в процессе проекта технические решения меняются, что делает часть запасов неликвидными. Проблемы возникают и со сроками годности, так как материалы могут просто «не дожить» до момента, когда их используют, если мы говорим про промышленные проекты длительностью в три-четыре года».

Функция комплектации в корректном понимании — минимизация рисков по обеспечению МТР проекта, продолжает Кирилл Поляков. Что касается внешних рисков (вне рамок службы МТО), то здесь задачи — сократить сроки формирования и получения потребности на МТР (от института, заказчика, производственных служб компании), а также сократить сроки и качество взаимодействия с подразделениями компании по процессам, связанным с движением, вовлечением и учетом МТР. Что же касается рисков внутренних (внутри службы МТО), необходимо обеспечить предварительную проработку потребности и лотирование, формировать бюджет на закупку МТР, сократить сроки проведения закупочных процедур и контрактацию, обеспечить контроль производства, отгрузки, логистики, приемки, хранения и выдачи МТР в производство.

По подсчетам «Прагма», чьим модулем «Комплектация» в платформе Pragmacore сегодня пользуются уже более 20 строительных компаний, цифровизация может решить многие из вышеупомянутых проблем и снизить неликвиды до 1-2% вместо обычных 4-6% от стоимости проектных МТР. «Сегодня на российском рынке более 750 решений в области цифровизации строительства, но нет ни одного предложения для управления комплектацией. Именно поэтому мы нацелились на эту проблему. Наш модуль не только позволяет управлять функцией комплектации и охватывает почти все возможные варианты аналитики и отчетности, генерируя их в режиме реального времени: фактическая среднемесячная экономия денежных средств на закупку МТР за счет оптимизации процессов и применения предиктивной аналитики составляет 4,5% от прогнозируемых затрат. И данный показатель будет скорректирован на момент завершения действующих проектов после расчета снижения косвенных затрат, таких как снижение стоимости простоя людских ресурсов, техники, авансирования и ряда других», — поясняет Кирилл Поляков.

Чтобы цифровизация принесла действительно значимые результаты, требуется вложить немало усилий и вплотную заняться разработкой современных систем, поддерживает коллегу Михаил Зубарев. «Возможность обработки данных, накопления, аналитики, принятие быстрых управленческих решений несомненно можно назвать ключевым преимуществом, на которое опирается каждый. Программы, как и установки, которые внедряют для работы, обычно требуют минимальной настройки. Это положительно сказывается на процессе управления и себестоимости обслуживания (в большинстве случаев достаточно одной настройки, чтобы система работала)», — считает эксперт.

И все-таки добавляет: даже самые прекрасные автоматизированные программы имеют свойство давать сбой, который в свою очередь может повлечь за собой множество финансовых проблем. Так что роботы и люди продемонстрируют гораздо большую эффективность, работая в тандеме.