Успеет ли Евросоюз согласовать девятый пакет санкций до Нового года? Комментарий Георгия Бовта
При его согласовании между странами возникли противоречия. Насколько они повлияют на судьбу очередных ограничительных мер?
Читать на полной версииПослы стран Евросоюза не смогли пока согласовать девятый пакет антироссийских санкций из-за, как пишет европейская пресса, непреодолимых разногласий. Так, немецкая Sueddeutsche Zeitung ранее подчеркивала, цитируя одного из дипломатов, что «потихоньку распространяется что-то вроде стратегического истощения — все больше стран хотят договориться об исключениях из санкций для себя».
Утечки о наличии разногласий внутри ЕС по поводу девятого пакета санкций появились сначала в польской, а затем немецкой прессе и на первый взгляд носят второстепенный характер по отношению к тем, ранее упоминавшимся Еврокомиссией предложениям в рамках девятого пакета, по которым вроде бы разногласий нет.
Эти предложения были разбиты на три группы. Одна касалась 169 предприятий и организаций, поставляющих товары, «которые могут способствовать технологической модернизации оборонного сектора», а также товары двойного назначения, каковой термин применительно к России трактуется теперь максимально широко, включая в том числе и биологическое оборудование. Также под санкции должны попасть двигатели для беспилотников, помимо биологического, еще и химическое оборудование, средства разгона демонстраций, включая всевозможные газы, которые чудесным образом почему-то до сих пор под санкции не попали, а также электронные компоненты. Отдельно упомянуты лэптопы и оптические линзы, жесткие диски, фотоаппараты, объективы и авиационные двигатели. Последние, создается впечатление, уже включают в санкционный список не первый раз.
Отдельно оговаривается полный запрет на инвестиции в горнорудный добывающий сектор. Не слышно возражений и против включения в санкционный список еще трех российских банков, включая полную блокировку транзакций для Всероссийского банка развития регионов. Расширение финансовых и некоторых других санкций создает еще более стойкое ощущение, что главной целью ограничений уже давно стали не оборонные предприятия, а самый широкий спектр гражданской промышленности, а также самые простые граждане и предприниматели — представители среднего класса, которые раньше — теперь к несчастью для себя — просто оказались более других интегрированы в международные связи, в том числе самого мирного толка. Так что для Еврокомиссии и в этом смысле тоже внутри России уже никаких «хороших русских» не осталось. Никого, как говорится, не жалко. Ну, почти.
Второй документ в рамках девятого пакета посвящен подробному описанию списка новых организаций — фигурантов санкций, а также содержит упоминание о приостановке лицензий на вещание НТВ / НТВ «Мир», «России 1», РЕН ТВ и Первого канала. Третий документ касается нового списка физлиц, который будет, по предварительным данным, под две сотни человек.
На этом фоне возражения Венгрии по поводу якобы трех членов российского правительства выглядят сущей ерундой. А возражения Швеции насчет Роскомнадзора так и вообще экзотикой. Трудно понять, как шведы увязывают исключение Роскомнадзора из санкционного списка с тем, чтобы это как-то помешало ему выполнять те задачи, которые он выполняет. И как такое исключение из черных списков, по логике шведов, должно укрепить свободу слова. Остается только гадать и ждать разъяснений.
Что касается предложений ряда стран о том, чтобы исключать на национальном уровне из-под санкций отдельных лиц, которые инвестируют в агропромышленный комплекс, то наверняка Еврокомиссия грудью встанет против этого предложения, поскольку это создаст опасный прецедент нарушения общего санкционного фронта.
Обсуждение всех предыдущих восьми пакетов санкций так или иначе тоже сопровождалось внутренними дискуссиями. Для Евросоюза это нормальный процесс принятия решений, они не спускаются в готовом виде из Брюсселя. Всегда кто-то против чего-то возражал. Иногда эти частности удалялись из санкционных пакетов, иногда возражающая страна снимала свои требования в обмен на те или иные уступки или даже просто так.
Например, Венгрия, кажется, имела особое мнение по поводу всех восьми пакетов, однако в результате за все восемь проголосовала. Греция, в свою очередь, выступала против санкций на сжатый природный газ, используемый в качестве моторного топлива, получаемый при переработке сырой нефти. А Бельгия против эмбарго на российские алмазы, поскольку самая большая алмазная биржа находится в Антверпене. До сих пор Еврокомиссия шла им навстречу, жертвуя частностями во имя единства санкционных рядов. Так наверняка будет и на сей раз.
Послы стран Евросоюза соберутся 12 декабря для новой попытки согласования. У них есть еще примерно неделя, чтобы снять все разногласия. Потом наступят рождественские каникулы. Европейские чиновники не смогут уйти на них спокойно без того, чтобы не подготовить очередной «подарочек» для Москвы.
Еще в самом начале санкционного марафона ходили слухи, что всего санкционных пакетов будет десять. А может, их будет дюжина. Вряд ли остановятся на некруглой цифре девять. Что-нибудь еще наверняка придумают. И пока трудно согласиться с мнением о том, что санкционный потенциал уже полностью исчерпан. На сегодня ЕС включил в черный список по России 1241 человека и 118 компаний и организаций.
И тут стоит напомнить, что известная международная комиссия Ермака — Макфола ранее предлагала включать организации и физлиц в санкционные списки просто по принадлежности к тем или иным отраслям и структурам. По таким расширенным критериям под санкции могли бы попасть не менее 300 тысяч человек.