Запрет на продажу и президентский указ: как Россия отреагирует на нефтяной потолок цен?
Россия не будет продавать нефть странам, которые согласятся с потолком цен. Это следует из заявлений Владимира Путина. Ранее Запад определил лимит на российскую нефть на уровне 60 долларов за баррель
Читать на полной версииКотировки эталонного сорта Brent еще 5 декабря, когда начал действовать рrice cap, были выше 80 долларов. Но к концу недели нефть на мировых рынках подешевела, и к вечеру 9 декабря за бочку североморской смеси давали 76 долларов. Правда, цены в последний рабочий день шли вверх на фоне заявлений Владимира Путина. А он сказал, что у России не будет потерь от введения потолка, потому что страна сейчас и так продает этот товар ниже установленного уровня.
Тем не менее странам, которые согласятся с потолком, Россия продавать нефть не станет. А еще в ближайшие дни появится ответный указ на введение лимита. Возможно, России придется сократить добычу, но решение пока не принято. А вообще, сам факт, что потребитель вводит какое-то ограничение цен, как сказал президент, может плохо повлиять на рынок и в будущем привести к обратному эффекту — росту цен на энергоносители. А пока, как сообщило Bloomberg, российская смесь Urals продается ниже 44 долларов за баррель.
Но Россия уже жила и при таких ценах, напоминает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:
Есть еще один важный момент. Россия поставляет на мировой рынок нефть нескольких марок. Помимо Urals есть ESPO. Это сорт сибирской нефти, который традиционно поставляется на азиатские рынки по трубопроводу «Восточная Сибирь — Тихий океан». Эта нефть отличается более низким содержанием серы и поэтому является более предпочтительной для покупателей. И такая марка, как пишет Bloomberg, недавно торговалась почти по 69 долларов за баррель — примерно на 9 долларов выше потолка. Что легко объясняется.
Это трубопроводная нефть, на которую, в отличие от сырья, что везут по морю, санкции не наложили. Равно как и на поставки нефти в Европу по трубопроводу «Дружба». И у покупателей не возникает вопросов, кто везет сырье, кто застраховал груз, могут ли при покупке возникнуть какие-то сложности. А то, что мировые цены снизились, может быть связано как раз с тем, что из-за введения потолка покупатели временно взяли паузу, считает независимый аналитик Дмитрий Лютягин:
Причина того, что Urals стоит дешевле 44 долларов, скорее всего, даже не в нефтяном потолке, а в том, что Россия потеряла европейский рынок. И теперь, чтобы привлечь заказчиков издалека — а главные покупатели теперь в Азии, — им делают хорошую скидку. О чем, кстати, тоже говорил Путин, заметив, что Urals и так традиционно торгуется ниже Brent, но сейчас Россия еще и предоставляет дисконт. А у снижения мировых цен есть еще и экономические причины, которые связаны с ожидающейся рецессией в Европе и, соответственно, падением спроса на энергоносители. Что совпало с введением потолка. И, кажется, сильно недовольных всеми этими событиями пока нет.