The Guardian: на Сардинии исчезла арестованная яхта акционера «Уралхима» Дмитрия Мазепина
Судно Aldabra «таинственно» пропало летом 2022 года из порта. La Repubblica назвала это первым в Италии случаем возможного нарушения санкций. Следы яхты обнаружили в Тунисе
Читать на полной версииИтальянским уполномоченным органам удалось найти следы пропавшей яхты Aldabra, принадлежащей акционеру «Уралхима» Дмитрию Мазепину. Об этом пишет La Repubblica.
Арестованное судно стояло в порту города Ольбия на Сардинии до июня 2022 года и пропало буквально за несколько часов до того, как итальянские власти официально подтвердили его принадлежность российскому бизнесмену.
Стоимость 22-метровой яхты составляет от 700 тысяч до 1 млн евро, отмечает The Guardian. Уполномоченные органы Италии выяснили, что капитан довел судно до Туниса, после чего след теряется, говорит журналист в Италии Сергей Иезуитов:
— Речь идет о яхте, которая была арестована, она находилась в Италии, на Сардинии, в порту Ольбия, там же еще была вилла. Три месяца назад, по-моему, эта яхта загадочным образом исчезла. Естественно, итальянцы сразу схватились за голову, как же так, огромный корабль так бесследно пропадает. Началось выяснение обстоятельств. В конце концов итальянцы узнали, что яхту вывел ее капитан, итальянец, она проследовала через порт Бизерта, и после этого ее следы теряются. Видимо, были отключены все средства, которые позволяют контролировать ее нахождение. В общем-то, я думаю, что этим дело не закончится, потому что итальянцы в этом смысле очень дотошные. Они, естественно, выяснят, где она сейчас находится, и, кроме того, уже сейчас собираются выкатить громадные штрафы в размере полумиллиона евро, и штраф этот придется платить и капитану, и плюс владельцу яхты.
— А вообще, часто такие истории бывают. Насколько я знаю, в Италии находится одно из таких любимых мест российских бизнесменов?
— Чтобы конкретно так судно исчезало — такого на моей памяти не случалось ни разу.
Яхта была арестована одновременно с виллой Rocky Ram на Сардинии, принадлежащей Мазепину и его сыну Никите, бывшему гонщику «Формулы-1». Недвижимость заморозили в апреле, ее стоимость оценивалась на тот момент в 105 млн евро. Дмитрий Мазепин попал под санкции Евросоюза 9 марта.
Комментирует адвокат адвокатского кабинета «Морской» Виктория Жданова:
Виктория Жданова адвокат адвокатского кабинета «Морской» «Как судно покинуло Италию — это, конечно, большой вопрос, потому что обычно все-таки суда проходят таможенное оформление на выход, прочие процедуры и заявления в порту, капитану порта подаются документы на отход. Здесь нужно знать, какие были именно правила порта, и понять, почему они не соблюдены или, может быть, они были соблюдены. Суда в принципе свободны в перемещении, но трекинговая система, как правило, есть у всех и должна быть включена, в том числе, например, это требование страховщиков. Сейчас есть практика, что если судно отключает свой трекер, то страховое покрытие к нему не применяется на весь период отключения. Какая есть ответственность за то, что судно вышло без разрешения, это должно регулироваться местными законами. Если судно прибудет в юрисдикцию, которая также поддерживает санкции, то они, конечно, тоже должны будут при помощи своего национального законодательства яхту задержать, определить куда-то на стоянку и далее уже разбираться. Но судно прибыло туда, где, скорее всего, не может быть такой вариант использован, иначе бы зачем тогда яхта уходила. И теперь вопрос, как будут юрисдикции стран между собой договариваться: можно ли эту яхту возвращать, выдавать и так далее, скорее всего, это будет сложно. То есть, если на тот момент еще в ее отношении не было четко определенных запретов, то тогда ничего не нарушено, если запреты были, то они нарушены просто по факту, вне зависимости от того, в каком состоянии было расследование, какой статус у яхты по итогу был тогда установлен».
До пропажи судно ни разу не покидало Сардинию, заявил источник The Guardian в итальянской полиции.
Мазепин в 2021 году занял 150-е место в рейтинге самых богатых бизнесменов России по версии Forbes. Его состояние при составлении рейтинга было оценено в 800 млн долларов. После попадания под санкции Мазепин перестал быть контролирующим акционером «Уралкалия». Он передал акции своим давним соратникам — Димитрию Татьянину и Дмитрию Коняеву.