Евгений Дячкин, ВТБ: «Россияне нуждаются в улучшении жилищных условий — это главный драйвер рынка»
По его словам, даже в текущих условиях ипотечные заемщики ответственно подходят к обслуживанию своих кредитов
Читать на полной версииЗа последние годы ипотека если не стала дирижером жилого рынка, то по крайней мере прочно закрепила за собой партию его первой скрипки. Сегодня очень сложно представить себе рынок жилья без ипотеки, причем как первичный, на котором действуют льготные программы с субсидируемыми государством ставками, так и вторичный, на котором пока этих программ нет. В каком состоянии ипотечный рынок подходит к концу 2022 года? Что ждать потенциальным заемщикам в ближайшем будущем и в отдаленной перспективе? Стоит ли поторопиться с оформлением кредита или лучше подождать? Обо всем «ипотечном», сегодняшнем и завтрашнем, мы беседуем с вице-президентом, заместителем руководителя департамента розничного бизнеса ВТБ Евгением Дячкиным.
Вы наблюдаете за ипотечным рынком не первый год. С вашей точки зрения, какой этот рынок сегодня, если постараться посмотреть на него не глазами профессионала, а глазами клиента. Каковы его основные черты?
Евгений Дячкин: Я не только наблюдаю за рынком, но и активно участвую в его развитии, поскольку наш банк — один из лидеров ипотечного сегмента. Мы знаем, что с рынком было вчера, что происходит сейчас и что, вероятно, будет дальше. За последние несколько лет недвижимость стала доступнее для населения как с точки зрения разнообразия объектов, так и программ кредитования.
Если говорить о рынке 2022 года, то он напоминает американские горки: начали бодро, росли, но, к сожалению, ситуация весны привела к тому, что ключевая ставка выросла до двухзначной величины. И это, конечно же, отразилось на продажах. Рынок вторичного жилья «встал», а рынок строящегося жилья — продолжил развиваться, поскольку на нем действовали программы господдержки, которые позволяли россиянам приобретать жилье по льготной ипотечной ставке. Благодаря грамотным действиям властей, ситуация стала улучшаться, ключевая ставка снизилась, и рынок вторичного жилья начал восстанавливаться.
Если говорить о поведении населения, то мы видим, что качество обслуживания ипотечных кредитов сегодня находится на очень высоком уровне. Сейчас уровень просрочки в сегменте жилищного кредитования не превышает 0,5%. Это исторический минимум. Пять лет назад он был в три раза выше, чем сейчас. Это говорит о том, что и банки ведут сбалансированную кредитную политику, и что заемщики ответственно подходят к обслуживанию своей задолженности.
Раз уж вы заговорили об этом, какие они — нынешние клиенты? Мы уже знаем, что они ответственные, оплачивают свои кредиты вовремя. А какие они еще? И вообще, кто эти люди? Есть ли среди них инвесторы, о которых тоже часто и много говорят?
Евгений Дячкин: Мы проводили опрос среди наших клиентов, и выяснили, что 90% заемщиков берут ипотеку на улучшение своих жилищных условий. И только порядка 8% — на инвестиционные цели, еще около 2% — для сдачи недвижимости в аренду.
Статистики уже подсчитали, что в этом году портфель ипотечных кредитов впервые превысил портфель потребительского кредитования. С вашей точки зрения, это значит, что ипотечные условия настолько доступные, что люди так охотно берут кредиты? Или цены на жилье настолько выросли, что заемщики вынуждены брать более весомые кредиты? Или это вовсе значит что-то другое?
Евгений Дячкин: Россияне нуждаются в улучшении жилищных условий — это главный драйвер роста и поддержки рынка, в том числе, в непростой ситуации. Конечно же, свой вклад в динамику вносит и доступность ипотеки. Сейчас на рынке действуют достаточно комфортные для населения программы. Я уже говорил о льготной программе ипотечного кредитования, которая на сегодняшний момент занимает львиную долю продаж в структуре строящегося жилья. Следует отметить и цифровизацию, благодаря которой произошло улучшение клиентского пути. Сейчас получить ипотеку легко и просто — подать заявку, получить решение и даже оформить сам кредит можно полностью дистанционно. Даже купить квартиру сегодня можно, не приходя к застройщику.
В пандемию был бум на загородное жилье, а сейчас продолжает расти спрос на загородку? Или приобретают, в основном, квартиры?
Евгений Дячкин: Действительно, загородное жилье россияне особенно полюбили в пандемию. Основные факторы выбора такого жилья: свежий воздух и более комфортные условия с точки зрения площади. И сейчас, задумываясь об улучшении жилищных условий, россияне все чаще делают выбор в пользу собственного дома. Такой формат проживания особенно востребован среди граждан с детьми. По данным ВЦИОМ, около 40% семей, планирующих улучшить жилищные условия в ближайшие пять лет, рассматривают покупку или строительство индивидуального дома. Прошлый год стал для рынка ИЖС переломным — впервые в истории объем частного строительства превысил многоквартирное. В этом году тренд продолжился, и разрыв между сегментами увеличивается. В России уже введено на 10% больше частного жилья, чем за весь 2021 год, который оказался для отрасли рекордным. Опережающая динамика вызвана сочетанием сразу нескольких факторов. Это и изменившиеся предпочтения россиян на фоне пандемии, и экономическая привлекательность ИЖС, а также активная поддержка сегмента государством.
Периодически возникают дискуссии по поводу поддержки вторичного жилья. Было заявление Хуснуллина о том, что на уровне правительства и президента этот вопрос будет обсуждаться. Недавно было сообщение Минфина о разработке даже соответствующего законопроекта, который рекомендует распространить «семейную» ипотеку на вторичное жилье, но с определенными ограничениями и оговорками. Так или иначе, «вторичка» попадает в поле зрения властей. И разговоры, что ее надо поддерживать, не прекращаются. А как считаете вы, надо ли поддерживать вторичный рынок какими-то специальными программами?
Евгений Дячкин: Строительная отрасль — главный мультипликатор ВВП нашей страны. Поэтому для ее стабильного функционирования в периоды турбулентности действует государственная поддержка. Сегмент формирует до 11% ВВП, в данной отрасли занято порядка 11 млн человек, и налоги, которые платят занятые в ней компании, составляют порядка 11%. Кроме того, «стройка» оказывает положительное влияние на смежные отрасли.
В то же самое время рынок первичного и вторичного жилья взаимосвязаны, и одного без другого не может существовать. Чаще всего, чтобы купить новую квартиру, клиентам нужно продать старую. Тем не менее, мне кажется, что вторичный рынок не будет поддержан в полном объеме. Скорее всего, могут быть запущены инструменты для определенных территорий или для групп населения.
В частности, в том самом законопроекте Минфина, например, речь идет о семьях, которые воспитывают детей-инвалидов.
Евгений Дячкин: Я считаю, что поддержку нужно оказывать тем, кто в ней нуждается, кому тяжело в текущий момент.
О поддержке. В отличие от вторичного рынка, по отношению к льготной ипотеке на первичном рынке Минфин настроен отрицательно. И все мы недавно обсуждали заявление замминистра финансов Алексея Моисеева о том, что продлевать программу нет смысла. Минфин в своих расчетах и рассуждениях исходит из того, что 31 декабря 2022 года эта программа закончится и дальше она действовать не будет. Однако застройщики заявили, что делать этого нельзя, что без государственной поддержки первичный рынок, если не рухнет, то будет испытывать очень серьезные трудности. Ваша позиция какова: стоит продлевать льготную программу? Или стоит ее завершить?
Евгений Дячкин: Сейчас тот период, когда развертываются самые жаркие баталии: будет льготная ипотека в 2023 году или не будет. Я считаю, что однозначно будет существовать «семейная» ипотека. Более того, эту программу можно улучшать в различных вариациях, так как она рассчитана на поддержку российской семьи и на улучшение демографии.
Что касается продления ипотеки с господдержкой, конечно же, позиция Минфина, понятна, поскольку это расходы бюджета. Мы выступаем за сбалансированную позицию. Важно отметить, что программа помогала как строительной отрасли, так и населению в турбулентный период. Безусловно, она является очень значимой, но рано или поздно от нее нужно будет отказываться. Желательно, чтобы «выход» из программы был максимально плавным и учитывал национальные планы по вводу нового жилья.В этом году планируется максимальный объем ввода жилья — порядка 100 млн метров квадратных. Это очень большой объем, который должен быть поддержан спросом. И, конечно же, второй фактор, на который следует обратить внимание, — резкий рост ставки, который неизбежно произойдет после завершения ипотеки с господдержкой.
Надеемся, что решение о дальнейшей судьбе программы не приведет к резкому ухудшению ситуации на рынке или росту цен на недвижимость в следующем году.
Именно поэтому и призывают всех очень внимательно и аккуратно подходить к различным сокращениям, пересмотрам, отменам программ, потому что, как вы подтвердили, львиная доля ипотечных заемщиков — это люди, которые решают свои семейные жилищные проблемы не с целью заработать, не с целью сберечь деньги в период турбулентности, а с целью улучшить жилищные условия.
Евгений Дячкин: Жилье является фундаментальной ценностью. Люди женятся, люди разводятся, у людей рождаются дети, и, конечно же, появляется вполне естественная потребность улучшить свои жилищные условия. А мы, как профессиональные участники рынка — банки, застройщики, риелторы — должны максимально их поддерживать.
Осталось поговорить о планах. Давайте пофантазируем, каковы будут ипотечные ставки, хотя бы в перспективе полугода?
Евгений Дячкин: Жизнь такая непредсказуемая. Еще вчера мы боролись с коронавирусом, потом с его последствиями, сегодня — новые водные. И прогнозировать что-то сейчас — дело неблагодарное. Поэтому рассчитывайте на собственные силы и берите ипотеку тогда, когда она действительно нужна.
Если говорить о ставках, то их уровень за последнее время немного вырос. Это связано, в первую очередь, с ростом стоимости ресурсов на рынке. Банки стали привлекать денежные ресурсы и от физических лиц, и от юридических лиц дороже, на этом фоне произошла коррекция условий по кредитам.
Тем не менее, ценовые параметры по ипотеке сейчас находятся на приемлемом уровне. На рынке действует широкий выбор госпрограмм, позволяющих получить кредит на льготных условиях. Мы надеемся, что в 2023 году сбалансированные действия монетарных властей и правительства обеспечат комфортный уровень ставок на ипотечном рынке.