Книжные магазины снимают с продажи книги с ЛГБТ-пропагандой
Сервис «Литрес» накануне попросил издателей и авторов проверить свои произведения на предмет пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений. В «Литрес» уточнили, что вернут книги на полки, если авторы изменят текст
Читать на полной версии«Литрес», «Читай-город» и «Республика» снимают с продажи книги с ЛГБТ-пропагандой. Первым сервис электронных и аудиокниг «Литрес» накануне попросил издателей и авторов проверить свои произведения на предмет пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений. Об этом Business FM рассказал директор департамента по развитию контента группы компаний «Литрес» Евгений Селиванов.
Полностью сняли с продажи «Лето в пионерском галстуке» и «О чем молчит ласточка». В «Читай-городе» газете «Москвич Mag» заявили, что эти книги нигде не купить. Запрос от российских властей — снять книги с продажи — не поступал. Это постановление головных офисов «Республики» и «Читай-города». В «Литрес» в интервью Business FM уточнили, что вернут книги на полки, если авторы изменят текст. Им уже отправили соответствующие письма.
Поскольку новый закон о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений, можно трактовать достаточно широко, то под ревизию попадают даже незначительные эпизоды. Авторы взволнованы, говорит Евгений Селиванов:
Евгений Селиванов директор департамента по развитию контента группы компаний «Литрес» «В целом, по нашим оценкам, таких книг, которые потенциально могут попасть под действие нового закона, на «Литрес» не более 1% от всего каталога, даже, наверное, сильно меньше. Из книг, которые уже сняты, например, «Лето в пионерском галстуке» и «О чем молчит ласточка». Вы знаете, наши советы авторам и их собственная инициатива частичной или более полной редактуре текстов, на самом деле, это прямое следствие отсутствия конкретных формулировок в законе. К примеру, представьте, автор к каким-то второстепенным персонажам приписал некое лицо нетрадиционной ориентации, возможно, его появление было оправдано сюжетом. По словам самого автора, никакой пропаганды там и близко нет, но автор заволновался, еще он подумал о том, что теперь даже при упоминании ЛГБТ у книги возрастной рейтинг должен быть 18+. Сами понимаете, совокупность этих фактов и опасений и заставило его действовать. Если бы закон более конкретно разъяснял критерии отнесения к пропаганде ЛГБТ и так далее, такого могло бы и не случиться».
В «Республике» и «Читай-городе» книги уже сняли с продажи, но это не требование властей, а решение руководства книжных сетей. Такое происходит не только в столице. В книжных магазинах Новосибирска пропадают книги с негетеросексуальными персонажами.
«На вопрос BFM-Новосибирск, есть ли у компании какой-то список нежелательной литературы, менеджеры отвечают отрицательно и говорят, что сейчас это скорее самоцензура. В первую очередь на склад относят то, что публично обсуждалось политиками и общественными деятелями. Пока речь идет примерно о 10–12 книгах российских и зарубежных авторов».
Со стороны магазинов такие ревизии — вынужденная мера, им сейчас приходится в авральном режиме пересматривать весь свой ассортимент. Других способов защититься от возможных преследований по закону не существует, говорит управляющий партнер коллегии медиаюристов Федор Кравченко:
Федор Кравченко управляющий партнер коллегии медиаюристов «Даже если сейчас сотни тысяч наименований книг отправить на экспертизу, что обошлось бы в чудовищные деньги, потому что экспертиза каждой книги может стоить десятки тысяч рублей. Даже в этой ситуации заключение эксперта не обезопасило бы ни маркетплейс, ни автора, ни тех, кто перепродает эти книги, ни издательства. На любую экспертизу может быть проведено другое исследование, которое даст принципиально другой результат, именно из-за того, что термины, например, традиционный, который использован в этом законе, могут пониматься экспертами абсолютно произвольно и нет никакой научной методики, которая была бы общепринятой, скорее всего и быть не может, потому что эта сфера находится на стыке культурологии, религиоведения, истории. Не существует какого-то одного эксперта, который мог бы вынести надежное заключение. При этом обратите внимание, что Роскомнадзор оставил за собой возможность действовать абсолютно избирательно. Например, из продажи будут убраны 100 тысяч книг. Он посмотрит на оставшиеся 100 тысяч и найдет среди них какую-нибудь одну, к которой привяжется. По любой книге можно сделать альтернативное заключение, и в нем будет написано, что там, например, что-то демонстрируется или пропагандируется. Пропаганда — это ведь тоже очень размытое понятие. В этой ситуации размер штрафа нельзя назвать приемлемым риском. То есть в том случае, если штраф будет один, то, наверное, даже средний маркетплейс его выдержит. Но если штрафов будет много, если они будут повторными, если сайт этого маркетплейса будет заблокирован, это фактически равносильно убийству бизнеса».
Президент России Владимир Путин 5 декабря подписал пакет законов, запрещающий пропаганду ЛГБТ, а также смены пола и педофилии. Новые законы запрещают пропаганду либо демонстрацию нетрадиционных сексуальных отношений, педофилию и смену пола через, в частности, фильмы, книги, компьютерные игры.