Каким станет наступающий год для российского модного рынка?
Инфляция во многих странах негативно отразится на экономике мировой индустрии моды в следующем году, говорится в новом отчете The State of Fashion компании McKinsey. Лучше всего тем не менее будет чувствовать себя сегмент люкса
Читать на полной версииПосле 18 месяцев устойчивого роста (с начала прошлого года по середину нынешнего) индустрия моды снова столкнулась с трудностями, говорится в отчете McKinsey. Гиперинфляция, энергокризис и подавленное настроение клиентов уже привели к снижению темпов роста во второй половине этого года. Замедление продолжится и в следующем, считают эксперты.
Мировые продажи покажут от 2% падения до 3% роста. На европейском рынке ожидается сокращение в 1-4%. В Китае и США дела будут лучше, рост там составит 2-7% и от 1-6% соответственно. Однако сектор предметов роскоши пострадает меньше, поскольку богатые покупатели продолжают путешествовать и тратить деньги. Этот сегмент в 2023 году вырастет на 5-10% благодаря Китаю и в США. В Европе спрос на люкс будет ниже. Модные бренды ожидают роста затрат из-за инфляции. Например, цены на хлопок и кашемир за этот год подскочили на 45% и 30%. А потому 97% руководителей прогнозируют, что стоимость их товаров вырастет.
Какие ключевые тенденции определят ситуацию в российском мире моды в следующем году? Рассуждает директор по рознице Fashion House Group Марина Домбровская.
Марина Домбровская директор по рознице Fashion House Group «Будут расти те сегменты, которые работают с очень низким чеком и с покупателями с высокой ценовой чувствительностью. Здесь будут, естественно, дискаунтеры, аутлеты, магазины off-price. В среднем сегменте будет провал. Но многие компании начинают забирать те ниши, которые освобождаются после ухода крупных игроков. Например, IKEA ушла — [нишу занял] Hoff. Но в целом рынок будет, конечно же, трясти. Рост цен порядка 30%, где-то это 20%. Что касается вечерней одежды и вообще дорогой одежды, здесь очень интересный тренд. Четко проявляется тенденция на секонд-хенд, на ресейл и прокат».
На отечественном рынке также будет наблюдаться своего рода возврат в прошлое. Когда в 90-х внутренняя торговля в России развивалась, это происходило в том числе за счет появления института дистрибьюторов, напоминает Домбровская:
«Company Stores — магазины, которые управляются непосредственно компаниями, — уходят, но на их место приходят дистрибьюторы, которые сами договариваются с компаниями и продают через свою товарную торговую марку. Бренды остаются, вопрос просто, в каком количестве, каким образом они будут перевозиться, и, естественно, есть вопрос повышения цен на этот товар, потому что логистические цепочки меняются, и если это дистрибьютор, то дистрибьютор тоже будет повышать цену, потому что маржинальность на товары у дистрибьютора будет другая, нежели у непосредственно компаний».
Спад непищевого потребительского сегмента в следующем году в России прогнозируется до 15%. Спрос на одежду будет снижаться. В лакшери-сегменте спад составит от 7% до 10%. Таков прогноз от основателя маркетплейса luxxy.com Владимира Евладова:
— Рынок ресейла будет развиваться. Сейчас на ресейл вышли крупные игроки. Например, это «Яндекс», это ЦУМ. Повысится легитимность ресейла в глазах потребителя.
— Чек снизился или остался на том же уровне?
— У нас средний чек вырос. В начале года был 32 тысячи рублей. Сейчас он составляет 38 тысяч рублей. У нас просто часть потребителей ушла в масс-маркет.
В этом году международные концерны отчитываются об убытках, понесенных из-за ухода из России и ситуации на Украине. Выбирая стратегию развития в регионе, они теперь должны думать не только о потенциале роста того или иного зарубежного рынка, но и, как отмечается в отчете McKinsey, помнить, что они больше не могут позволить себе роскошь быть политически нейтральными.