Мосгорсуд 6 декабря выслушает последнее слово бывшего сенатора от Карачаево-Черкесской Республики (КЧР) Рауфа Арашукова, проходящего по делу о преступном сообществе и заказных убийствах общественных деятелей в 2010 году.

«В заседании объявляется перерыв до 6 декабря до 10:30 утра», — сказала судья Елена Гученкова. По ее словам, в этот день пройдут реплики сторон, а подсудимые скажут последнее слово, после чего она удалится в совещательную комнату для вынесения приговора.

Ранее, 5 декабря, в ходе обсуждения последствий вердикта гособвинитель Мария Семененко просила отправить экс-сенатора Рауфа Арашукова и его отца Рауля Арашукова в колонию особого режима на всю жизнь. Четверых других фигурантов прокурор предложила осудить на сроки от пяти лет лишения свободы в колонии общего режима до 24 лет в колонии строгого режима. Прокуроры просили удовлетворить иски троих потерпевших (дочерних компаний «Газпрома») на сумму более 4 млрд рублей полностью, а иски еще четверых потерпевших, среди которых были родственники двух погибших, — частично, взыскав в их пользу по 3 млн рублей.

В свою очередь, адвокаты подсудимых призывали суд воспользоваться правом, предусмотренным частью 5 статьи 348 Уголовно-процессуального кодекса, и, несмотря на обвинительный вердикт, принять решение о роспуске коллегии присяжных, вернув дело на новое рассмотрение. Также адвокаты просили подсудимых оправдать. «Это неправильно, это незаконно, этого делать нельзя, — сказал адвокат Рауля Арашукова Владимир Постанюк, комментируя запрошенный для его подзащитного пожизненный срок. — Я и сейчас убежден, что он не совершал никакого преступления, и у суда есть основания вынести оправдательный приговор. Ни о каких исках речи идти не может».

Он признал: сейчас его подзащитный — «состоятельный человек, но когда-то ему нечего было кушать». «В 16 лет он приписал себе два года и ушел в армию, потому что ему нечего было есть», — рассказал защитник. Он добавил, что в поселке Пелагиада (Ставропольский край) Рауль Арашуков построил православный храм, а в поселке Хабезе (Карачаево-Черкесия) строил мечеть. Кроме того, Рауль Арашуков финансировал переоборудование перинатального центра в Ставрополе, под его опекой находились колония и интернат для детей с отставанием в развитии, указал защитник.

«Когда мы говорим, что человека разъедала корысть и он делал все для себя, так ли это?» — задал риторический вопрос адвокат. Рауля Арашукова (его СМИ прозвали «газовым королем») он назвал «простым газовиком» и призвал суд учесть заслуги Рауля Арашукова и его благотворительную деятельность.

Иски восьми потерпевших адвокаты просили оставить без рассмотрения или отклонить.

Сам Рауль Арашуков просил суд поступить справедливо, в очередной раз отвергнув обвинение в хищениях. «Все, что я зарабатывал, я вкладывал в Россию, в семью, я не выводил деньги за границу, ни рубля не своровал», — сказал фигурант в прениях сторон. Он назвал случившееся с ним «предательством», заметив, что 30 лет жизни отдал «Газпрому». «У меня совесть чиста — никого не убивал, ничего не воровал у «Газпрома». Вы все это прекрасно понимаете. Посмотрите справедливо», — обратился он к судье.

«Мы никогда не воровали, не беспредельничали и не забирали», — вторил ему его сын, экс-сенатор от КЧР Рауф Арашуков. Он назвал дело против себя «фантазией, беззаконием и глупостью», а также «подставой» со стороны политических оппонентов. Эти люди (имен он так и не назвал. — BFM), по мнению Рауфа Арашукова, заплатили за возбуждение его дела. «Я вас прошу, примите справедливое, человеческое и правильное решение», — сказал подсудимый, добавив, что ему до сих пор не верится в происходящее. Его адвокат Анна Ставицкая в очередной раз заявила, что адвокаты в суде доказали невиновность подсудимых.

Тем не менее 23 сентября присяжные признали виновными отца и сына Арашуковых и еще двух фигурантов, экс-силовиков Казбека Булатова и Тимура Бетуганова, в организации преступного сообщества, которое с 2010-го по 2019 год похитило газ у «Газпрома» на сумму 4,4 млрд рублей на территории Карачаево-Черкесии и Ставропольского края.

Помимо этого, жюри сочло доказанной версию обвинения о том, что Рауф Арашуков по указанию его отца Рауля Арашукова организовал в 2010 году убийства двух общественных деятелей: представителя молодежного движения черкесов Аслана Жукова и советника президента КЧР Фраля Шебзухова. Еще двух подсудимых, Андрея Филиппова и Гузера Хашукаева, присяжные оправдали по обвинению в участии в преступном сообществе, но признали виновными в других преступлениях. Они сочли, что подсудимые заслуживают снисхождения. Свою вину из шести фигурантов признал только Гузер Хашукаев. Он находится под домашним арестом, а остальные подсудимые — под стражей.

Адвокат Хашукаева в прениях сторон просила назначить своему подзащитному срок, который он отсидел, находясь в ходе следствия в СИЗО, а в ходе процесса — под домашним арестом. Защитница обратила внимание на то, что Хашукаев полностью признал вину, чистосердечно раскаялся, страдает гипертонией, а на его иждивении находятся трое детей, престарелые родители, один из которых с ограниченными возможностями здоровья. «Находясь в СИЗО и под домашним арестом, он сделал правильные выводы», — сказала адвокат, заметив, что фигурант не опасен для общества и встал на путь исправления.