Еврокомиссия официально объявила, что предельная цена на российскую нефть будет 60 долларов за баррель. Потолок цен вступит в силу с 5 декабря для сырой нефти и с 5 февраля для нефтепродуктов. В воскресенье, то есть за день до начала действия европейского эмбарго и потолка цен на российскую нефть, представители России и ОПЕК проведут встречу, чтобы обсудить ситуацию на рынке.

Евросоюз будет пересматривать предельный уровень цены на российскую нефть в середине января и потом — каждые два месяца, чтобы оценить, как работает схема. Совет ЕС уже заявил, что при каждом пересмотре ориентиром будет цена на 5% ниже рыночной.

Непонятно пока, как Россия подготовилась к прайс-кэп. Именно это и станет основным вопросом консультаций России и членов ОПЕК. Так считает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Все участники ОПЕК+ хотят получить ответ, как Россия теперь будет экспортировать нефть, то есть будут ли вводиться какие-то государственные запреты на экспорт в какие-то отдельные страны. Либо нет, либо мы будем просто игнорировать эти санкции и говорить о том, что вот если рыночная цена укладывается в потолок цены, тогда у нас просто больше выбор перевозчиков и страховых компаний, если не попадает, тогда, соответственно, мы имеем ограничения в танкерах, которые перевозят российскую нефть. То есть явно все хотят услышать некий отчет от России, как она подготовилась к введению этого потолка цены, сколько у нас есть лояльных нам танкеров, какой прогноз по поводу объемов экспорта, и, соответственно, дальше ОПЕК+ будет обсуждать вопрос: Россию надо заменять на мировом рынке нефти или нет».

Далеко не факт, что результаты этих консультаций станут известны широкой публике. В это же воскресенье пройдет заседание ОПЕК+ в формате видеоконференции. Эксперты, опрошенные The New York Times, считают, что участники соглашения не станут принимать поспешных решений в условиях неопределенности с присутствием российской нефти на мировом рынке. Издание также отмечает, что на рынок действуют и другие факторы, в первую очередь — снижение спроса со стороны Китая из-за ковидных ограничений.

Пока нет необходимости пересматривать квоты участников ОПЕК+. Так считает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов:

Сергей Суверов инвестиционный стратег УК «Арикапитал» «Базовый прогноз, что добыча останется неизменной, потому что цена на нефть все-таки практически вернулась к 90 долларам за баррель и является приемлемой для большинства членов картеля. Но все-таки с учетом новых реалий я думаю, что действительно ОПЕК+ может занять выжидательную позицию и посмотреть, как будет работать нефтяное эмбарго и потолок цен. Если эта ситуация приведет к серьезному сокращению поставок российской нефти, то тогда я думаю, что министры ОПЕК+ могут вернуться к вопросу об увеличении добычи. Но нужно промониторить ситуацию, это может занять месяц, с моей точки зрения».

Ранее западные СМИ сообщали, что Россия закупает танкеры, чтобы смягчить эффект от нефтяных санкций. Как следует из субботней публикации газеты Financial Times, которая ссылается на одного из судовых брокеров, Москва закупила уже больше 100 устаревших судов для перевозки российской нефти. Так это или нет, судить трудно, но, скорее всего, какая-то работа в этом направлении ведется. Продолжает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета «Часть этих танкеров раньше возили иранскую нефть, теперь будут возить российскую, полностью это отследить не получится и прекратить эти перевозки тоже. Очевидно, что если санкции не уничтожили нефтяную индустрию Ирана, то российскую тем более не уничтожат. И вот такие меры, как скупка теневого танкерного флота, могут нам помочь. Альтернатива какая еще — перевозчики из дружественных юрисдикций, и поскольку прайс-кэп оставлен на цене выше, чем текущие котировки российской нефти, значит, перевозчики из Европы по-прежнему смогут российскую нефть возить. На несколько месяцев этого хватит, а дальше уже по обстоятельствам. Сколько всего будет потеряно, думаю, где-то 0,7 млн баррелей — 7,5 млн баррелей Россия экспортировала нефти и нефтепродуктов, если теряется 0,7 млн, считайте, что это десятая часть экспорта. В целом я думаю, что это в разумных пределах, которые российская нефтяная индустрия переживет».

Также стало известно, как Евросоюз будет наказывать тех, кто проигнорирует требования прайс-кэп. Как следует из пояснения Еврокомиссии, ЕС намерен на 90 дней лишать страховок и финансирования суда, перевозившие российскую нефть по цене выше предельной.