Аскар Акаев: «Сегодня у Кыргызстана последний шанс»
Первый президент Киргизии Аскар Акаев в интервью Business FM рассказал о своем видении причин переворота в стране, о задачах, которые стоят перед временным правительством, о развитии отношений с Россией
Читать на полной версииПервый президент Киргизии Аскар Акаев в интервью Business FM рассказал о своем видении причин переворота в стране, о задачах, которые стоят перед временным правительством, о развитии отношений с Россией.
— Уже понятно, что Курманбек Бакиев просто так не уйдет. Не грозит ли это расколом Киргизии?
— Я считаю, что раскол Кыргызстану не грозит, потому что те протестные настроения, которые привели к стихийному народному восстанию, присутствуют не только на Севере, но и в равной мере на Юге. Он настроил против себе и южный народ, и даже его малая родина его же не поддержала. Я разговаривал со многими представителями южан, они рады, счастливы, что избавились от бакиевского режима. У него там были братья, южане их называли кровопийцами.
Так что никакого раскола страны я не вижу. Единственная сила, к которой Бакиев может обратиться сейчас — криминальные элементы. Криминал, кстати, помог осуществить в 2005 году государственный переворот. Криминал, который обслуживал наркомафию, вот они тогда ему помогли, он их подкармливал. Этот криминал стал врастать во власть. И это единственная сила, на которую сейчас могут опираться Бакиевы. Я не думаю, что они смогут организовать какие-то масштабные волнения или беспорядки. Так что участь Бакиев решена, хочет он, не хочет, она решена окончательно и бесповоротно. Я так считаю.
— Киргизия отозвала послов из России, Германии и Норвегии. Почему именно из этих стран, как будет теперь строиться международная политика?
— Я думаю, закономерно, что в первую очередь из этих стран, потому что в Германи послом Кыргызстана был родной брат Бакиева, он же представлял Кыргызстан в Норвегии. И в России тоже был ближайший родственник Бакиева. Что касается внешней политики Кыргызстана на данном этапе, то, конечно, ее надо в корне менять, перестраивать. Бакиев вел такую политику, которую называл заумными словами «многовекторная дипломатия». Я считаю, и уже говорил об этом, что бакиевская внешняя политика — это флюгерная дипломатия, то есть кто больше даст, в те объятия мы и идем. Вот такая флюгерная дипломатия, она дискредитировала и самого Бакиева, и Кыргызстан. К великому сожалению страна потеряла свой добрый имидж в международном сообществе, потеряла доверие, и поэтому сейчас надо выстраивать новую политику. Я всегда считал, что во внешней политике стратегический союзник — это Россия, и Кыргызстан может успешно развиваться и выйти из нынешнего кризиса только в крепком союзе с Россией, укрепляя дружеские связи, укрепляя экономическое, гуманитарное сотрудничество. И я обрадовался, когда Владимир Путин объявил, что Россия поможет Кыргызстану. Это отрадно, потому что сегодня Кыргызстан находится в катастрофическом состоянии — в глубочайшем моральном, экономическом и политическом кризисе. Я думаю, во временном правительстве это понимают, и поэтому в первую очередь совершили визит в Москву.
— Но интерес в этом регионе есть и у Китая, и у США.
— В современном мире, естественно, никто не мешает строить добрые отношения со всеми соседями. Вы назвали трех великих соседей Кыргызстана — Россию, Китай и США. Известно, что США считают, что они соседи всех стран на всех континентах, хотим мы это или не хотим. Китай, кстати, всегда признавал, что Центральная Азия включает Кыргызстан. Это зона исторических естественных интересов России, и поэтому Китай, в общем-то, с этих позиций всегда развивал экономическое сотрудничество. А у США нет постоянных друзей, есть только национальный интересы. Но я считаю, что все-таки должен быть обозначен главный вектор, без этого малым странам нельзя, они не могут себе позволять плыть в никуда. Я считаю, что главный вектор — это Россия. В свое время я лозунг такой бросил — Россия дана нам богом и историей.
Бакиев же пытался заигрывать и с Китаем, и с американцами, обещал, обманывал. Этого нельзя делать, и вот, к чему привела политика Бакиева. В международных отношениях должна быть честность, должна проводиться разумная политика.
— Вы сказали, что главная проблема — экономическое положение. Каким образом ее можно решить?
— Экономика находится в катастрофическом состоянии. Бакиев, получив власть, все годы занимался исключительно укреплением личной власти, создал репрессивный режим, который довел народ до отчаяния, и, конечно, экономика разрушена. Она была в стагнации, пришла к упадку. Этот крах случился бы в прошлом году, если бы не огромная помощь — экономическая и финансовая, оказанная Россией. Год назад Россия выделила Кыргызстану полмиллиарда долларов. Если бы ее использовать по целевому назначению, разумно, я думаю, что для маленькой страны, маленькой экономики это был бы мощный импульс, и экономика была бы на подъеме. Но большую часть разворовали, и даже отдали под управление международным мошенникам, которых сейчас разыскивает итальянское правосудие.
Я считаю, что в кыргызскую экономику инвесторы сегодня не пойдут, потому что последние 5 лет там была все время стабильная нестабильность, забирали частную собственность, проходили рейдерские захваты бизнеса. Бакиев своей флюгерной дипломатией умудрился ухудшить отношения со всеми соседями. Перед республикой стоят очень трудные задачи, и самая трудная — как выйти из экономического кризиса. Но не менее сложная задача — преодолеть политический кризис. У революции не бывает конца, за эти пять лет было много штурмов Дома правительства. Эта заразная цветная революция, она может привести к тому, что и в будущем могут повторяться подобные события, поэтому решать политические задачи не менее важно.
— Как вы оцениваете перспективы новой власти?
— Конечно, перед временным правительством стоят колоссальной сложности задачи. Во-первых, надо как-то государство поставить на конституционную основу. Я считаю, что декларации временного правительства правильные, они ставят первоочередной задачей разработку и принятие новой конституции, поскольку конституция была переписана Бакиевым под себя. Это первый вопрос. Второй — выборы новых органов, прежде всего парламента. Я считаю, если будут проведены свободные демократические выборы, кыргызский народ сумеет сформировать парламент. Туда придут новые лидеры, а потом из их числа будет избран глава государства. Если эти задачи будут разрешены — хвала и честь временному правительству.
Но сегодня костяк временного правительства — это ближайшие соратники Бакиева, они все вместе после государственного «тюльпанового» переворота в 2005 году пришли к власти. Потом три года занимались дележом власти, госсобственности. Бакиеву удалось праведным и неправдным путем выбросить всех на обочину политической жизни. Я очень надеюсь, что они извлекли уроки, и сейчас вместо борьбы за власть консолидируются в интересах народа. Я считаю, что сегодня у Кыргызстана последний шанс. Если этот шанс не будет использован, то Кыргызстан станет страной перманентных революций и переворотов.
— Розу Отынбаеву вы видите в роли лидера государства?
— Лидера могут выявить только выборы. Трудно уловить настроения народа. Я не был на родине уже 5 лет, я не чувствую этих настроений.
— А вы не собираетесь возвращаться в Кыргызстан, в политику?
— Нет, я в политику не собираюсь. Но Кыргызстан — это моя родина, и, конечно, мне бы хотелось иметь возможность время от времени там бывать. У меня там родственники, могилы предков. Тут уж и дым отечества нам сладок и приятен. Иногда бы хотелось подышать и дымом отечества.