В Минфине предлагают ограничить льготы налогового режима для самозанятых
Как считают в министерстве, режим самозанятых предполагал оказание услуг между физлицами. По факту же он вступил в конкуренцию с режимами для малого и среднего бизнеса, а также привел к снижению социальной защищенности работников
Читать на полной версииОбновлено в 22:34
Рамки льготного налогового режима для самозанятых надо ограничить. С таким предложением выступил замглавы департамента налоговой и таможенной политики Минфина Виталий Прокаев на круглом столе в Совфеде, пишет РБК.
По словам чиновника, когда режим самозанятых вводился три года назад, предполагалось, что это будут услуги от одного физлица — другому. На деле же режим для самозанятых вступил в конкуренцию с режимами для малого и среднего бизнеса, заключил Прокаев.
Другими словами, Минфин не устраивает, что бизнес и ИП все чаще мимикрируют под самозанятых. Делают они это ради лучших льгот — самозанятый платит 4% с дохода со сделок с физлицами, и 6% — со сделок с юрлицами.
Льготному режиму для самозанятых изначально дали весьма широкие рамки и получили немного не тот эффект, что ожидали, считает эксперт по правовым вопросам «Опоры России», гендиректор юридической компании «Юрвиста» Алексей Петропольский:
Изначально идею льготного надогового режима для самозанятых продвигал сам Минфин — одной из целей было вывести из тени миллионы людей, которые занимались оказанием мелких услуг. Им предложили получить законный статус, а взамен платить небольшой налог.
Ранее в Совфеде оценили число самозанятых в России на конец ноября этого года в шесть млн человек. По данным ФНС, суммарный доход, полученный самозанятыми за три года, составил более 1,5 трлн рублей. Сумма налога с них превысила 60 млрд рублей, подсчитали в Минфине, подчеркивает РБК.
Если и реформировать режим, то работать только над ужесточением условий работы с юрлицами. О том, стоит ли для них, к примеру, повысить налоговую ставку, Business FM спросила сооснователя сервиса для самозанятых «Я Занят» Павла Зюкова:
Павел Зюков сооснователь сервиса для самозанятых «Я Занят» «Я считаю, что этот налоговый режим очень полезен для лиц, занимающихся частной практикой, которые оказывают услуги как для физлиц, так и для юрлиц. Безусловно, данный режим налогообложения открывает возможность для недобросовестных работодателей, именно возможность оптимизации налогообложения. От этого уйти, сузив режим, конечно, будет возможно только путем исключения из числа заказчиков юрлиц. Но тогда опять в чем будет суть данного режима? Только чтобы оказывать услуги физлицам? Да, кто-то останется, но нужно учитывать, что большая часть заказчиков это юрлица. Самым главным источником для реформирования будет усиление этого контроля над недобросовестными юрлицами, которые массово переводят в дружественные компании своих бывших сотрудников и делают их самозанятыми. Увеличение ставки — не будет плюсом, поскольку у нас сейчас есть возможность стать ИП и платить ставку 6%, а если для самозанятых она будет, к примеру, 8%, то все самозанятые перейдут в категорию ИП, если им захочется обелиться».
Коррективы в режим для самозанятых пока не рассматриваются, решение будет принято по итогам проведения эксперимента, сообщили РБК в пресс-службе Минфина. Сам эксперимент проводится в России с 2019 года, спустя год он стал действовать по всей стране. Ожидается, что итоги подведут не раньше 2029 года.