«Вкусно — и точка»: электробусы будут отапливать использованным фритюрным маслом
Утверждается, что так власти надеются решить сразу две проблемы: электробусы будут производить меньше выбросов, а «Вкусно — и точка» избавится от части отходов
Читать на полной версииОбновлено в 17:20
Проект по переработке использованного фритюрного масла в биотопливо уже запущен, сообщает ресторанная сеть «Вкусно — и точка». Для начала в год будут перерабатывать 3 тысячи тонн масла из половины заведений сети. Новое топливо будет использоваться в системе отопления электробусов.
На протяжении четырех лет, с тех пор как в столице появился этот электрический вид транспорта, их критикуют в том числе за использование для обогрева дизельного топлива. Из-за этого зимой этот транспорт оказывается менее экологичным, чем троллейбусы.
Теперь же решаются сразу две проблемы: электробусы производят меньше выбросов, а «Вкусно — и точка» находит способ избавиться от части отходов. По данным Мосгортранса, в результате испытаний, проводимых с 2018 года, было установлено, что за счет использования биотоплива количество выбросов углекислого газа стало на 18% ниже, чем при применении дизельного топлива.
Однако опрошенные эксперты, такую экологичность ставят под сомнение. Вот что говорит доктор химических наук, директор томского Инжинирингового химико-технологического центра Алексей Князев:
Алексей Князев доктор химических наук, директор томского Инжинирингового химико-технологического центра «Слово «экология» чаще используется в политических и рекламных целях, чем в технологических. Когда говорят, что ветрогенераторы — это экологичный вид альтернативного топлива, никто не говорит о том, что выплавка металла для этого устройства и способ его утилизации достаточно сильно загрязняют среду. Всей выработанной им электроэнергии не хватит, чтобы перекрыть количество нефти и газа, которые были потрачены на его постройку. С топливом примерно такая же история, хотя, когда речь идет о биотопливе, то есть топливе, которое получено из возобновляемых источников, из отработанного фритюрного масла, это несет меньшую нагрузку на среду. Это не требует гидроразрыва пласта, того, что портит природу, не приводит к разливам нефти, добывается экологичным способом. Что касается выбросов СО2, я бы усомнился в том, что продукты сгорания биотоплива отличаются от продуктов сгорания обычного топлива, потому что и уголь, и нефть, и газ сгорают, окисляются, образуют СО2 и воду примерно в эквивалентных количествах, поэтому, когда мы говорим, что при сгорании в автомобильном двигателе фритюрного масла будет меньше СО2, чем при сгорании обычного дизеля, я бы усомнился в этом».
Для того чтобы полностью перейти на электрическое отопление, парк электробусов должен быть увеличен практически вдвое, поскольку ресурс зарядки ограничен. Однако при использовании фритюрного масла экологичность транспорта увеличивается ненамного, считает вице-президент Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта Александр Морозов:
Александр Морозов вице-президент Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта «Сейчас запасов хода электробуса хватает, чтобы сделать в лучшем случае баранку туда и обратно, потом опять нужно заряжаться, причем заряжаться нужно десять минут. Если нужно энергии в два раза больше, то либо электробус просто не сможет доехать до конечной и обратно, на некоторых длинных маршрутах, где нет зарядки на противоположной конечной, либо он начнет заряжаться в два раза дольше. Представьте, что раньше он приезжал на конечную и уже через минуту мог ехать дальше, теперь он приезжает и ждет там десять минут. Если у него интервал движения три-четыре минуты, то нужно купить второй, третий электробус, которые вместо него должны поехать на круг. Фактически у нас получается, что подвижного состава электробусов используется на 20-30% больше, чем если бы по этой трассе ходили обычные троллейбусы или автобусы, это просто будет уже не на 30% дороже, а на 40-50%, чем эксплуатация обычного троллейбуса. Насколько я понимаю, технологии очень близкие, кардинальной переделки двигателя, замены отопителя не нужно, действительно, альтернативное топливо несколько более экологично, но все равно представьте, что мы с вами откажемся от парового отопления у себя в квартире и начнем сжигать там какое-то масло. Очевидно, что это не экологично, это у вас дома будет тот же самый СО2, СО или целый букет всяких нехороших вещей, просто немножко менее грязно, чем если бы мы сжигали обычный дизель. Это просто получается еще одно подтверждение того, что электробус не является экологически чистым транспортом и адекватной заменой троллейбусу, который у нас неожиданно ликвидировали».
Троллейбусы в столице полностью прекратили работу в августе 2020 года. К этому времени в городе работало всего шесть маршрутов. В «знак уважения» к троллейбусам власти решили навсегда оставить только один рабочий маршрут от Комсомольской площади до Новорязанской улицы. По нему будут ходить два ретротроллейбуса.
ГУП «Мосгортранс» позже опроверг информацию о том, что именно эта сеть ресторанов будет поставлять биотопливо. «Для этого необходимо подготовить соответствующую инфраструктуру. Как только процесс будет отлажен, предприятие рассмотрит возможности и предложения разных поставщиков», — заверили в Мосгортрансе.