«Последние переговоры проходят вблизи и даже немного ниже 62 долларов, что, скорее всего, ближе к окончательной цифре», — так о вероятной предельной цене на российскую нефть говорит неназванный собеседник РИА Новости в Брюсселе.

Ранее западные СМИ сообщали о противоречиях внутри Евросоюза. Танкерная сверхдержава Греция, первая страна мира по грузоподъемности коммерческого флота с долей в 17%, тянула одеяло в сторону высокого потолка, чтобы не лишаться логистики российского топлива. Польша же и страны Балтии требовали лимита чуть ли не в 30 долларов, чтобы максимально ограничить доходы Москвы. С приближением 5 декабря, когда эмбарго «Большой семерки» на российскую нефть и запрет для западных компаний на страхование и транспортировку соответствующих грузов должны вступить в силу, переговоры потребовалось ускорить, чтобы вывести из-под запрета хотя бы часть поставок.

Допустима ли озвученная цена? Рассуждает замдиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:

Алексей Белогорьев замдиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов «Для российских компаний это достаточно хороший уровень, который позволяет не задумываться о том, есть преференция или нет, причем не задумываться ни поставщикам, ни покупателям. Это уже оценено рынком. В последние несколько недель на рынке нефти очень спокойное настроение. Все как-то уверились вдруг, что Россия резко не сократит экспорт в декабре-январе. То есть сокращение какое-то будет, но относительно небольшое. Что будет на самом деле, мы не знаем, поскольку все зависит в основном от того, что будут решать российские компании. То предложение, которое сейчас обсуждается, не худшее из всего того, что могло быть. Другое дело, нужно готовиться к тому, что в следующем году — скорее всего, уже в начале года — потолок будет постепенно, поэтапно снижаться. Вероятно, его доведут до некоего целевого уровня, который, как мне кажется, лежит между 40 и 50 долларами за баррель, что уже критично для российских поставщиков. Надо понимать, что это ловушка, в которую нас пытаются завести, и нужно вовремя из нее выскочить, если мы все-таки в нее попадем».

Как пишет Bloomberg, определение потолка оказалось для Евросоюза «крайне сложной» задачей из-за падения цены на Urals. По подсчетам западных аналитиков, сегодня марку отгружают в районе 52 долларов за баррель, чтобы нефть из России могла конкурировать на азиатских рынках. Если потолок окажется выше рыночной цены нефти, российские экспортеры смогли бы продолжать business as usual в том числе на европейском направлении. И даже пользовались бы услугами западных транспортных и страховых гигантов, не уговаривая покупателей довериться непривычным российским страховщикам.

Но как тогда быть с целым рядом заявлений на высшем уровне о том, что Россия не будет торговать нефтью со странами, которые поддержат «потолок»? Оценку озвучивает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета «Я так полагаю, российское правительство имеет в виду, что это относится к странам за пределами Европейского союза и «Большой семерки», которые введут подобную меру. Мне приходит в голову, например, Южная Корея. Если она скажет, что будет покупать российскую нефть только по «ценовому потолку», российское правительство, видимо, запретит российским компаниям продавать нефть в Южную Корею. Что касается, например, Болгарии, здесь, кстати, вопрос. Потому что Болгария формально на уровне Европейского союза будет голосовать за введение «ценового потолка», но при этом вроде как Россия сможет поставлять нефть в Болгарию, потому что Болгария попадает под исключение самого Европейского союза, ей разрешено импортировать российскую нефть. Я думаю, это приведет к тому, что российские руководители сделают заявление, мол, нас не совсем правильно поняли, Болгарии поставлять можно, мы имели в виду, что не будем поставлять нефть в те страны, которые за пределами Европейского союза введут правило, что покупают нефть не выше «ценового потолка». Я думаю, таких стран вообще не будет за пределами Европейского союза. Кроме Южной Кореи никто даже и в голову не приходит».

В перспективе, в зависимости от цен на Urals и уровня нефтяного потолка, узким местом для российских экспортеров может стать Босфор. На прошлой неделе стало известно, что с 1 декабря Турция планирует запретить движение через пролив кораблям без P&I-страхования, во многом завязанного на соблюдающие санкции британские компании. Один из членов турецкого парламента заверил газету «Известия», что Анкара не стремится усилить давление на Россию и дорожит сотрудничеством. Как предполагают собеседники издания из Российско-турецкого делового совета, Анкара может планировать создание собственной страховой компании, чтобы предоставлять танкерам с российской нефтью возможность выйти из Черного моря — за определенную плату, конечно.