Решение о завершении программы льготной ипотеки под 7% пока не принято
ЦБ и Минфин ранее заявляли, что не планируют продлять еще на год программу, которая вводилась как временная мера поддержки застройщиков в пандемию, однако вопрос не исчерпан. Правительство сейчас вряд ли откажется от этой программы, считают опрошенные эксперты
Читать на полной версииСудьба госпрограммы льготной ипотеки до сих пор активно обсуждается в правительстве, сообщают источники газеты «Коммерсантъ». ЦБ и Минфин ранее заявляли, что не видят смысла продлять еще на год программу, которая изначально вводилась как временная мера поддержки застройщиков в 2020-м.
В частности, такое мнение в середине ноября высказал замминистра финансов Алексей Моисеев. В итоге сложилось впечатление, что это окончательный вердикт. Минстрой же настаивает на продлении льготной программы. Официально она должна завершиться 31 декабря, и рынок ждет окончательного решения.
На этом фоне ЦИАН и hh.ru подготовили совместное исследование о том, как изменится положение россиян, если госпрограмму все-таки отменят. О его выводах и переживаниях застройщиков рассказывает автор программы «Недвижимость» на Business FM Валерия Мозганова.
В конце ноября Минфин сократил целевой показатель программы льготной ипотеки. Власти считают, что к концу этого года общее число россиян, взявших квартиры в новостройках под 7%, не превысит 940 тысяч человек. Виной всему санкции и общая нестабильность экономики. Общая целевая сумма льготных кредитов при этом не меняется и составляет 3,5 трлн рублей, что означает рост «среднего чека» по таким займам.
Правительство сейчас вряд ли откажется от этой программы, согласен член Российской гильдии риелторов, гендиректор «Релайт-Недвижимость» Константин Барсуков:
Константин Барсуков член Российской гильдии риелторов, гендиректор «Релайт-Недвижимость» «Продажи можно стимулировать разными способами, в том числе снижением стоимости квартиры. Застройщики этого очень сильно не хотят. Если они сейчас цену снижают, то люди, которые в этом году купили на более ранних стадиях, купили зря, то есть купили товар, который дешевеет. Люди, которые не купили, будут на это смотреть и думать, что тоже могут купить дешевеющий товар. Почему я против этой программы? Потому что у нас рынок перекошен. Человек, который купил новостройку на сегодняшнем рынке, тут же теряет порядка 15-20% цены, потому что его покупка превращается во вторичку, на нее не действует льготная ипотека, субсидированные ставки застройщиков, и чтобы ее продать, нужно на 15-20% скинуть цену. Создали такую ситуацию, когда товар более рисковый стоит дороже, чем менее рисковый. Новостройку же построить надо. До появления программы льготной ипотеки новостройка стоила дешевле вторички, во-вторых, ставки ипотеки была больше, чем по вторичке, до момента, пока дом не построили. И это было абсолютно правильно, с точки зрения риск-оценки. Нужно убрать эту программу льготной ипотеки и оказывать поддержку строительной отрасли другим путем, субсидированием ставки, например, застройщикам по проектному финансированию. Пока продажи плохие, у них наполняемость эскроу-счетов низкая, ставка по проектному финансированию у банков растет. Это хорошее время, чтобы разрулить проблему с очередниками. Есть много мест, где новостроек нет, потому что туда бизнес входить не хочет, а люди живут в плохих домах».
В ноябре на льготную ипотеку под 7% пришлась почти половина заявок из всего объема жилищного кредитования, пишут «Известия». Еще 15% подают заявки на получение семейной ипотеки, 1,5% — дальневосточной ипотеки, и еще чуть меньше 1% — ипотеки для IT-специалистов. Последние три программы будут действовать и в следующем году.