Италия собирается национализировать завод «Лукойла» на Сицилии
Правительство Италии полагает, что так оно сможет решить проблему с вступающим в силу запретом ЕС на перевозку российской нефти морским путем. Но эксперты уверены, что уже слишком поздно
Читать на полной версииИталия может национализировать нефтеперерабатывающий завод «Лукойла» на Сицилии. Об этом сообщила газета La Repubblica. Зато постепенно решаются проблемы со страхованием перевозок российской нефти. Все это связано с вступающими в декабре санкциями ЕС, а также с введением потолка цен на российскую нефть, о котором пока, впрочем, так и не договорились.
О том, что завод «Лукойла» ISAB на Сицилии может быть национализирован — говорили и раньше. Но как о самом крайнем варианте. Рассматривали продажу и даже был покупатель — один из американских инвестфондов. Но «Лукойл» отказался, справедливо усомнившись, что не получит за свой актив деньги. То есть завод перейдет новому собственнику, а он из-за санкций не сможет заплатить. Это предприятие обеспечивает пятую часть нефтепереработки в Италии. Раньше примерно 60-70% нефти НПЗ получал из России, остальное от альтернативных поставщиков.
После санкций пришлось перейти только на российское сырье. Но 5 декабря вступают новые санкции, которые запрещают импорт российской нефти морским путем, а по-другому, естественно, на остров ее не привезешь. Можно было пойти по пути Болгарии, где тоже есть завод «Лукойла». София сумела договориться об отсрочке санкций. Рим время упустил. А что-то делать надо срочно. Национализация позволит покупать нефть у других государств. Но для этого еще нужно найти марки, схожие с характеристиками с российской Urals, договориться. А на Сицилии уже были протесты против возможного закрытия завода. Под угрозой увольнения — 10 тысяч человек. Продолжает лицензированный гид по Сицилии Рикардо Пусотери:
— Будут страдать не только работники этого завода, но и все люди, которые работают вокруг этого завода. Не знаю, сколько тысяч людей, но много людей. Я думаю, что приклеют вместо «Лукойла» другое название и все продолжит так, как это было. Нужно понять, будет ли новый хозяин сохранять все рабочие места.
— Как это обсуждается? Снизятся ли цены, когда завод станет итальянским?
— Нет, все цены снизили. Государство сейчас оплачивает 30%. Значит, что скоро бензин не будет стоить уже 1 евро и 60 центов, а где-то 2 евро. Так было в начале лета.
И даже если власти Италии заберут завод, то встанет вопрос — а что с ним делать дальше. Откуда брать деньги, чтобы постоянно инвестировать в производство? Но это вопрос будущего.
В связи с санкциями и введением нефтяного потолка встают более насущные вопросы. Страхование перевозок российской нефти, которое окажется под запретом, когда введут прайс-кэп. Страховку могут обеспечить и наши компании. И, судя по заявлениям Минтранса, Китай и Индия вроде как признают российские сертификаты, но не в полной степени. Что имеется в виду — непонятно. Можно лишь предположить, что продолжается ценовой торг. Зато Турция в полной мере признает российскую страховку для российских грузов. Анкара с 1 декабря не будет пропускать через Босфор суда без так называемой P&I страховки (она, например, покроет расходы в случае розлива нефти). 90% такого страхования в мире приходится на Лондонский клуб. Но для Турции, видимо, сойдут и наши сертификаты. Что легко объяснить, говорит гендиректор фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов:
В Москве этой осенью предупреждали, что из-за нефтяных санкций мы можем сократить добычу нефти. Но пока, как пишет Financial Times, Россия полностью восстановила производство к уровням начала года, и экспорт идет постоянными темпами. Что тоже неудивительно, у нас появились новые покупатели. А старые продолжают покупать российскую нефть, но под каким-нибудь новым видом. Как посчитал Reuters, в ноябре 40% поставок танкерной российской нефти пришлось на Индию. На Китай всего 5%. Но возможно, по пути суда сменят направление на КНР. А пока — переговоры по нефтяному потолку из-за позиции Польши опять зашли в тупик. И теперь, как сообщила Politico, ЕС готовится начать переговоры по поводу нового пакета санкций, чтобы по просьбе Варшавы увязать его с введением ценового лимита. В свете всего сказанного можно добавить: потолок нефтяной, а дверь очень скрипучая.