Маркетплейсы хотят участвовать в эксперименте по онлайн-торговле российским вином
Пока такую торговлю предполагается вести только через «Почту России». Ozon, «Яндекс. Маркет» и «СберМаркет» готовы предложить свои компетенции в IT-сфере и логистике
Читать на полной версииOzon, «Яндекс. Маркет» и «СберМаркет» хотят участвовать в эксперименте по онлайн-торговле российским вином. В ходе Российского винодельческого форума представители площадок отметили, что готовы предложить свои компетенции в сфере логистики и IT-решений.
Сейчас подготовлен законопроект, предусматривающий проведение эксперимента по онлайн-торговле российским вином посредством заказа только через «Почту России». Маркетплейсы могут улучшить организацию процесса и нивелировать риски — такие как продажа алкоголя несовершеннолетним или торговля в запрещенное время, считает управляющий директор Ozon Сергей Беляков:
Сергей Беляков управляющий директор Ozon «Наша компания, я думаю, что и все сообщество маркетплейсов позитивно оценивают эту инициативу. С чем это связано: если мы хотим, чтобы эксперимент по дистанционной продаже был успешным, то нужно не сужать возможности использования каналов дистанционной продажи. Насколько это соответствует требованиям по выполнению ограничений, которые связаны с продажей алкоголя, — тут есть смысл поговорить об особенностях электронной торговли, которая гарантирует прослеживаемость продажи любого товара, в том числе алкогольной продукции на всех этапах движения бутылки, от производителя до конечного потребителя, как раз то, что отличает онлайн-ретейл от офлайна, где такая прослеживаемость не всегда гарантирована. Рассуждая об онлайн-продажах алкоголя, говорить нужно не о маркетплейсах, а об интересах потребителей (которые защищаются от некачественной продукции, часто контрафактной, часто произведенной с нарушениями требований законодательства, поэтому небезопасной и иногда просто опасной) и о развитии винодельческой отрасли, в которую сейчас и инвесторы, и государство вкладывают очень большие средства. Чтобы увеличить объемы производства, нужно создавать лучшие возможности для контролирования реализации этой продукции, и онлайн-продажа — это самый эффективный способ. Если обратиться к странам, где такая продажа разрешена в широком формате (Франция, Италия, Испания) — это важнейший элемент развития индустрии. Отрасль готова, рисков никаких нет, а возможности будут гораздо более широкими».
Эксперты считают, что у «Почты России» недостаточно опыта, чтобы реализовать продажу максимально выгодно и профессионально. Гораздо эффективнее было бы сразу проводить эксперимент на маркетплейсах, говорит партнер агентства винного консалтинга Double Magnum Андрей Григорьев:
Андрей Григорьев партнер агентства винного консалтинга Double Magnum «Идея очень разумная, раньше к ней не подступались, потому что не было предмета обсуждения. «Почта Россия», по последним сведениям, собирается запустить такую продажу в третьем квартале 2023 года, то есть фактически еще на год отложен запуск этого эксперимента. «Почта России» как оператор проявила полную неспособность. Не в обиду им будет сказано, но просто непонятно, почему им поручили бизнес, который не является их специализацией. Какой смысл заказывать на «Почте России», ждать 24 часа и куда-то потом еще за этим идти? Нет ни оперативности, ни доставки до двери, и точно нет какого-то глобального ассортимента, принципиально более широкого, чем в больших торговых точках. Единственный смысл эксперимента по онлайн-продаже через «Почту России» — просто зафиксировать сам факт того, что можно продавать вино онлайн и ничего страшного не произойдет (небеса не упадут на землю: не повысится кратно пьянство, преступность и так далее). То есть сделать этот эксперимент на базе государственной структуры, чтобы потом можно было говорить: видите, работает, давайте тогда юрлиц к этому привлечем. Предложение привлечь сети маркетплейсов чуть забежало, я думаю, вперед паровоза. Оно может отпугнуть, «возбудить» противников онлайн-продаж, скажут: а вот крупные игроки пришли, сейчас вообще всю страну посадят на доступное вино и так далее».
Эксперимент по онлайн-продаже через «Почту России» отечественного вина планируют запустить 1 ноября 2023 года. Он продлится до 31 июля 2026 года, сообщают «Известия». В Минфине считают, что эксперимент поспособствует развитию российского виноделия, а также сместит спрос покупателей в пользу отечественной продукции.