Обновлено в 22:25

Министерство культуры отказало в выдаче прокатного удостоверения сериалу Александра Молочникова «Монастырь». Его первые два эпизода вышли на прошлой неделе на «Кинопоиске».

В ленте, главные роли в которой исполнили Анастасия Ивлеева и Филипп Янковский, усмотрели оскорбление чувств верующих. В РПЦ посчитали, что «сценарий дает искаженное представление о монашеской жизни в женских обителях, формирует неверное представление о русском православии».

В Роскомнадзоре тем временем поспешили заявить: отдельного требования о прокатном удостоверении на распространяемое аудиовизуальное произведение по закону не нужно.

«Монастырь» позиционируется как главный проект этой осени на «Кинопоиске». На премьере была обозреватель Business FM Александра Сидорова:

Александра Сидорова обозреватель Business FM «Монастырь», конечно, по своей задумке проект, заведомо выглядящий провокационно. Это история о столичной содержанке Маше, которая волей случая попадает в монастырь. На мой взгляд, судя по первым сериям, чего-то, что могло бы кого-то серьезно оскорбить, там нет. Хотя кадры из Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей сначала чередуются с кадрами с тусовки главной героини в Эмиратах. Там, конечно, звучат такие слова, как «оргии», «сексотерапия», «проститутка». Есть несколько откровенных сцен. Есть ощущение, что особо взыскательных зрителей могли покоробить как раз они. Но концепция сериала, опять же, судя по первым эпизодам, как раз в том, что девушка, которая изначально вела максимально распутную жизнь, волей случая попадает в монастырь и там в силу обстоятельств вынуждена будет серьезно измениться и прийти к вере. То есть у проекта, так скажем, в чем-то дидактическая функция. Есть намек на то, что главная героиня в какой-то момент, в последующих сериях, будет пытаться соблазнить юношу, сына настоятеля мужского монастыря, в который она изначально попадает, прежде чем попасть в женский монастырь. Возможно, смутило это. Или сцена, когда героиня Ивлеевой приходит практически полностью обнаженной в келью к настоятелю. Но в итоге возвращается восвояси. Есть какие-то колкие шуточки со стороны Маши в адрес церкви, опять же, в первых эпизодах. Можно предположить, что оскорбления чувств верующих — в этой плоскости. В первом эпизоде прихожане исповедуются в чревоугодии, блуде, гневе. Отец Варсонофий, герой Янковского, их почти оправдывает. Может, причина в этом. Перед премьерным показом мы говорили с Филиппом Янковским. Он нам сказал: «Я не знаю, есть ли там какая-то провокационность. Меня подкупила интересная жизнь человеческого духа, которую я в этом сериале и исследую».

Проекты, выходящие на стримингах, с 2017 года тоже получают прокатные удостоверения. Но ранее эта мера носила скорее формальный характер, ее ввели ради борьбы с пиратством. Но, как пояснила прошлой осенью Светлана Максимченко, занимавшая тогда пост руководителя департамента кинематографии и цифрового развития Минкультуры, министерство не планирует регулировать онлайн-платформы с помощью выдачи прокатных удостоверений, поскольку они предоставляются пользователям кино для индивидуального просмотра.

Если проект все-таки по настоянию Минкульта попросят убрать с «Кинопоиска», какой может быть судьба «Монастыря»? Комментирует основатель KIP Legal Tech, член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков:

Павел Катков основатель KIP Legal Tech, член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций«Я думаю, что правообладателям и прокатчикам сериала «Монастырь» надо рассматривать несколько стратегий. Первая — отказ Минкульта можно оспорить в судебном порядке. Правда сразу скажу, что нет уверенности в том, что это оспаривание будет успешным. У Министерства культуры есть законное право отказывать в выдаче прокатного удостоверения, в каком-то смысле это реальный инструмент цензуры, получается, что некие материалы, прежде чем попасть в публичное пространство, действительно проверяются на допустимость их попадания в это пространство. Второй вариант, они могут как-то попробовать повлиять на решение, сократив часть своей картины, допустим, сделать прокатную версию и режиссерскую версию. Правда, я не уверен, что такое творческое решение полноценно можно воплотить, потому что, судя по всему, сама идея о женщине такого характера, как там рассказано, в целом лежит в основе этого сериала и будет сложно убрать это, не убрав все произведение, это еще, учитывая, что оно небольшое, шесть серий. Правовая борьба будет играть на руку прокату, потому что это станет нашумевшим произведением. Один из вариантов — это зарубежный прокат. Мы смотрим на ситуацию только с точки зрения российского проката, однако российское кино до последнего времени, во всяком случае, успешно продавалось на международных кинорынках. Думаю, и это произведение обязательно бы туда попало после премьеры, и вполне возможно, что оно туда попадет раньше премьеры, и вероятно, что на фоне таких гонений к нему будет больше интереса на кинорынках. Конечно, у фильма может быть фестивальная судьба, но фестиваль не приносит денег, фестиваль приносит только признание культурологическое и какой-то пиар».

Пока «Монастырь» висит на главной странице «Кинопоиска», а рекламные билборды — по всей Москве. Редакция Business FM сделала запрос в пресс-службу сервиса, получить комментарий по поводу претензий РПЦ на момент публикации материала не удалось.

Премьера сериала на прошлой неделе проходила без режиссера — он в этом году уехал из России в США. После разъяснений от Роскомнадзора некоторые заподозрили, что происходящее вокруг сериала может быть элементом пиара. Но не совсем понятно, зачем он нужен: в «Кинопоиске» отчитывались, что «Монастырь» в минувший уик-энд показал лучший старт на этом стриминге — он обошел «Дом Дракона» и другие шоу. За первые сутки после релиза сериал посмотрело более 250 тысяч пользователей.