С 5 декабря 2022 года должно вступить в силу эмбарго на морские перевозки нефти из РФ в страны ЕС. Кроме того, как ранее сообщала The Wall Street Journal, потолок цен на российскую нефть могут согласовать 23 ноября. Однако поздно вечером Bloomberg сообщило, что переговоры в ЕС относительно последнего вопроса зашли в тупик.

Собеседники Business FM описывают ситуацию как противоречивую. С одной стороны, ясно, что от эмбарго и ограничения цен никто не откажется. А с другой — нужно решать, как будут работать в Европе российские нефтеперерабатывающие заводы. Например, в Болгарии вроде бы нашли выход. Там местный крупный НПЗ принадлежит «Лукойлу». Ему разрешат производить нефть и продавать нефтепродукты, но с одним условием: этот НПЗ должен перерегистрироваться в Болгарии и платить в этой стране налоги. При этом важность предприятия не только для Софии, но и для всех Балкан сложно переоценить, говорит председатель правления Евразийского института геополитики и экономики в Болгарии Пламен Милетков.

Пламен Милетков председатель правления Евразийского института геополитики и экономики в Болгарии «НПЗ «Лукойла» в Болгарии — это самый большой НПЗ на территории Балкан. И они продают свою продукцию и Греции, и Македонии, и Албании. У них хороший рынок и в Болгарии, и в Турции тоже продают. Если закроют этот НПЗ, то все Балканы останутся без топлива​​​​​​​​​​​​​​».

Похожая ситуация в Италии, где у «Лукойла» на Сицилии тоже есть крупный завод. И он после введения эмбарго тоже может остаться без сырья. Недавно были сообщения, что власти страны могут попросить у ЕС отсрочку запрета поставок конкретно для этого НПЗ. А еще нужно договориться о банковских гарантиях для этих поставок. Ходят разговоры, что завод могут национализировать. А возможно, и найдут на него покупателя. Он уже был — одна из американских инвесткомпаний. Но «Лукойл», как недавно писали СМИ, отказался от сделки, поскольку усомнился, что покупатель сможет заплатить деньги. Формально российская компания не под санкциями. Возможно, сделка все-таки состоится, а профинансирует ее трейдер Vitol. В любом случае этот завод очень важен для страны, замечает итальянский журналист Сергей Иезуитов.

Сергей Иезуитов итальянский журналист «На Сицилии перерабатывается пятая часть всей нефти, поступающей на территорию Италии. Так что можно представить, что это такое для экономики. Плюс там работает около тысячи человек, и если они останутся без работы, это будет, конечно, большая трагедия, и в основном это будет очень неприятная история для города, где расположен НПЗ на Сицилии. Ситуация, с другой стороны, странная, потому что, насколько я знаю из заявлений представителей завода и представителей властных структур итальянских, они, по-моему, не собираются прекращать работу даже после 5 декабря, когда вступает в силу эмбарго на поставки нефти в Италию. Такая ситуация, противоречивая. В общем, надо посмотреть».

Радикальнее всего проблемы решили в Германии, где власти уже взяли под контроль нефтеперерабатывающие активы «Роснефти». А еще нужно сложить пасьянс с поставками в Сербию, где есть НПЗ у «Газпромнефти». С 5 декабря нельзя будет привезти российскую нефть в Хорватию, откуда она транзитом идет на этот завод, говорит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «На НПЗ NIS («дочка» «Газпромнефти» в Сербии) нефть попадает транзитом через Хорватию, а с 5 декабря нельзя будет разгружаться в Хорватии. Единственный шанс загрузить сербский НПЗ — это доставить туда нефть транзитом через «Дружбу», соответственно через Беларусь, Украину, Венгрию. Из Венгрии нефть пойдет в Хорватию, там развернется по нефтепроводу и дойдет до Сербии. И Венгрия с Сербией обсуждают сейчас строительство прямого нефтепровода в 100 километров. Но морским транспортом нельзя будет завозить нефть в Европу, неважно, по какой цене. Поэтому тут проблемы создает не потолок цен​​​​​​​​​​​​​​».

Зато появилось примерное понятие об ограничении цены на российскую нефть. Американские СМИ сообщили, что прайс-кэп составит 60-70 долларов, что достаточно комфортно для российского бюджета. В США разрешили морские перевозки российской нефти, добытой в рамках проекта «Сахалин-2», в Японию. И для этих поставок не будет действовать потолок цен.

Заодно в Штатах разъяснили, что если сырье перерабатывается за пределами России, то на его экспорт прайс-кэп действовать не будет. Правда, для этого ее сначала нужно привезти для переработки, и вот на это потолок будет распространяться, если, конечно, страна, в которую ее привезут, присоединится к санкциям. И это должна быть именно переработка, а не смешение, но если в танкере будет минимальное количество российской нефти, то тоже потолка не будет. В общем, конструкция получается сложная, и, как она будет работать, все равно до конца непонятно.