Законопроект о рекомендательных алгоритмах в интернете все-таки могут внести в Госдуму, несмотря на критику участников рынка. С одной из последних версий документа ознакомилась газета «Коммерсантъ». Из текста следует, что все сайты и сервисы, использующие рекомендательные алгоритмы, должны дать пользователям возможность частично или полностью отказаться от этой технологии.

Сейчас алгоритмы рекомендаций используют не только поисковики, соцсети, видеохостинги, музыкальные стриминговые сервисы и онлайн-кинотеатры, но и крупнейшие маркетплейсы. И все они могут попасть под действие соответствующего закона, если он будет принят. Депутаты говорят, что сервисы, используя алгоритмы рекомендаций, могут манипулировать потребителями, создавать аномальный интерес к товарам и влиять на общественное мнение, повышая риски социальных конфликтов. Представители отрасли выступают резко против. Но автор инициативы, зампред думского комитета по информполитике Антон Горелкин считает, что бизнес преувеличивает масштаб возможных проблем.

Антон Горелкин заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике «Инициатива эта не для участников рынка, а для пользователей. На мой взгляд, бизнес излишне алармирует по поводу этого законопроекта. Речь идет не о том, чтобы в целом запретить использование рекомендаций, ни в коем случае. Но мы считаем, что у пользователя должен быть выбор, как ему формировать свою ленту. В Telegram нет рекомендательных алгоритмов, мне поэтому, конечно, нравится его использовать, я свою новостную ленту формирую самостоятельно, никто мне ничего не подсовывает, это мой выбор».

Некоторые эксперты говорят, что предложенные ограничения необходимы, что не каждый пользователь желает, чтобы кто-то направлял. И говорят спасибо за то, что алгоритмы не требуют отключить для всех, что оставляют право выбора за конечным пользователем. Но бизнес, очевидно, понесет потери даже от такого вариативного сценария. Во-первых, интернет-сервисам придется поддерживать минимум две версии платформы — с алгоритмами и без. Это уже дополнительные затраты. Во-вторых, часть пользователей откажутся от рекомендаций просто из страха, говорит гендиректор объединяющей онлайн-кинотеатры ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин:

Алексей Бырдин гендиректор объединяющей онлайн-кинотеатры ассоциации «Интернет-видео» «Не разобравшись, люди отказываются от многих очень вещей, которые на самом деле несут им прямую пользу, причем отказываются от этого, исходя из каких-то своих собственных фобий, связанных с ощущением слежки с чьей-то стороны. Именно поэтому мало кто из тех, кто получал предложение от компании Apple или от компании Microsoft отправлять им сведения об ошибках, реально нажимал кнопку «да, отправлять», «да, делиться» какими-то сведениями. Потом люди ругаются на то, что у них что-то глючит или зависает».

В Ассоциации компаний интернет-торговли уже посчитали, что закон в случае его принятия ежегодно будет отнимать у отрасли более 100 млрд рублей. Комментирует гендиректор «InfoLine-аналитики» Михаил Бурмистров:

Михаил Бурмистров гендиректор «InfoLine-аналитики» «Сейчас нишевые компетенции работы сервисов доставки, таких как «Сбермаркет», например, и крупнейших маркетплейсов — Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркет» — осуществляются за счет рекомендованных алгоритмов, за счет алгоритмов системного подбора рекомендуемых покупок для клиентов. Невозможно просто так разобраться в 150 млн наименований, которые представлены на Ozon, в 50 млн, которые представлены на «Яндекс.Маркете», поэтому, конечно, рекомендованные алгоритмы — это очень позитивная и полезная история».

Не в восторге и представители соцсетей — 97% просмотров коротких роликов в «VK клипах» приходятся как раз на рекомендации. А TikTok в принципе строится на рекомендациях. «Яндекс» тоже против этого закона. Другими словами, отрасль не рекомендует. Но некоторые депутаты, похоже, для себя эту функцию уже отключили.