Законопроект об отмене рекомендательных алгоритмов в интернете планируют внести в Госдуму
Это происходит, несмотря на критику участников рынка, которые боятся потерять значительную часть своего дохода. Под действие законопроекта могут попасть соцсети, видеохостинги, онлайн-кинотеатры, поисковые системы, маркетплейсы
Читать на полной версииОбновлено в 17:20
Законопроект о рекомендательных алгоритмах в интернете все-таки могут внести в Госдуму, несмотря на критику участников рынка. Одну из последних версий закона опубликовала газета «Коммерсантъ». Из текста следует, что все сайты и сервисы, которые используют рекомендательные алгоритмы, должны дать пользователям возможность частично или полностью отказаться от этой технологии.
Под действие законопроекта могут попасть соцсети, видеохостинги, онлайн-кинотеатры, поисковые системы, маркетплейсы и другие сервисы. В частности, рекомендательные алгоритмы используют VK, YouTube, «Яндекс.Музыка».
Депутаты считают, что с помощью технологии сервисы могут манипулировать потребителями, создавать аномальный интерес к товарам и влиять на общественное мнение, повышая риски социальных конфликтов. Участники рынка, в частности «Яндекс» и VK, выступают против: 97% просмотров коротких роликов в «VK клипах» приходятся на рекомендации.
Вот что Business FM заявил сам автор законопроекта Антон Горелкин:
Антон Горелкин автор законопроекта «В течение года мы проводили встречи на площадке Института развития интернета, на площадке Фонда развития интернет-инициатив, что называется, face to face, в закрытом режиме. Мы общались с платформами, и позиция их мне понятна. Но инициатива эта не для участников рынка, а для пользователей. Во-первых, это законодательный общемировой тренд, и в Китае, и в США, и в Евросоюзе законодатели сегодня обращают внимание на опасности, к которым приводит непрозрачность рекомендательных алгоритмов. Это и банальная манипуляция пользователем, когда ему подсовывают под видом рекомендации товар, который нужно продать, так и, собственно, какие-то более изощренные механизмы влияния на большие группы, когда рекомендательные сервисы настраиваются таким образом, чтобы сформировать определенное поведение, привычки, общественное мнение. На мой взгляд, бизнес излишне обеспокоен по поводу этого законопроекта, речь идет не о том, чтобы в целом запретить использование рекомендации, ни в коем случае. Но мы считаем, что у пользователя должен быть выбор, как ему формировать свою ленту в Telegram. И в Telegram нет рекомендательных алгоритмов, мне поэтому и нравится его использовать, я свою новостную ленту формирую самостоятельно, никто мне ничего не подсовывает, это мой выбор. Я уверен, что большинство пользователей оставят и будут использовать рекомендательный алгоритм, потому что это удобно. Но я считаю, что выбор должен у человека быть. И вторая опция — это сделать алгоритм прозрачным для пользователя, причем никто не будет вмешиваться в ноу-хау технологическое, просто основные принципы работы. Настало время уравнять в правах пользователей и платформы».
Комментирует директор по маркетингу компании Brand Analytics Василий Черный:
IT-эксперты отмечают, что частично отключить рекомендательные алгоритмы невозможно. Если отключать их полностью, нужно будет поддерживать как минимум две версии платформы: с технологией и без. Из-за этого увеличатся затраты.
При этом, по словам экспертов, пользователь просто увидит меньше интересного для себя, если отключит рекомендательные алгоритмы. Это тоже в итоге может сказаться на финансовых показателях платформы.
А это в итоге тоже может сказаться на финансовых показателях платформы, говорит гендиректор объединяющей онлайн-кинотеатры ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин:
Алексей Бырдин гендиректор объединяющей онлайн-кинотеатры ассоциации «Интернет-видео» «Не разобравшись, люди отказываются от многих вещей, которые несут прямую пользу. Конечно, нельзя отрицать и то, что какие-то компании используют большие данные в своих коммерческих целях, но рекомендации, которые вам подсказывают фильм, который похож на то, что вы обычно смотрите, — это позитивная практика, которая увеличивает пользовательскую лояльность и содержит очень серьезные технологические наработки, которые двигают индустрию и экономику вперед. Диалог с инициаторами этой концепции, этой конструкции ведется и будет вестись до тех пор, пока позиция индустрии не будет услышана. Основная проблема, на мой взгляд, в том, что компании должны раскрывать базовые принципы применения этих алгоритмов повышением цифровой грамотности пользователей. Но мне кажется, что это больше связано именно с любопытством, с интересом к самой технологии, нежели с ощущением каких-то рисков».
Против инициативы выступают и онлайн-ретейлеры. В Ассоциации компаний интернет-торговли заявили, что закон отбросит рынок в прошлое. Онлайн-магазины превратятся в каталоги, которые использовались 20 лет назад, а отрасль ежегодно будет терять больше 100 млрд рублей.
Продолжит гендиректор «InfoLine-аналитики» Михаил Бурмистров.
Михаил Бурмистров гендиректор «InfoLine-аналитики» «Сейчас нишевые компетенции работы сервисов доставки, таких как «Сбермаркет», например, и крупнейших маркетплейсов — Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркет» — осуществляются за счет рекомендованных алгоритмов, за счет алгоритмов, системного подбора рекомендуемых покупок для клиентов. Невозможно просто так разобраться в 150 млн наименований, которые представлены на Ozon, в 50 млн, которые представлены на «Яндекс.Маркете», поэтому, конечно, рекомендованные алгоритмы — это очень позитивная и полезная история. Если их убрать, будет меньше покупок, меньше средний чек и так далее, достаточно большое количество проблем может принести эта история. При этом мы понимаем, что потребитель, напуганный большим количеством утечек персональных данных, может перебдеть и отказаться, хотя это и нелогично».
Законопроект находится в высокой стадии готовности, подтвердил его автор Антон Горелкин. Документ предварительно направлен в аппарат Госдумы, а внести его планируется до конца года. В процессе обсуждения законопроект несколько раз изменялся, но в итоге авторы решили оставить максимально широкое толкование, а поправки вносить ко второму чтению.