Москва договорилась с Тегераном о производстве иранских боевых дронов на территории России, пишет The Washington Post со ссылкой на данные разведок США и их союзников.

По данным издания, сделка была окончательно согласована в начале ноября в Тегеране. От России там присутствовали представители оборонной промышленности. Производство, как пишет газета, может начаться в течение месяцев. По заявлению источников издания, переносом производства в Россию Иран надеется оградить себя от новых западных санкций. Однако доподлинно неизвестно, что именно Тегеран рассчитывает получить от Москвы в обмен на сделку, пишет The Washington Post.

Издание утверждает, что с августа российская армия использовала против Украины до 400 дронов иранского производства. Москва и Тегеран это отрицают. Тем не менее осенью США ввели санкции против иранских компаний, связанных с производством такого оружия.

Украинские власти утверждают, что исследование обломков российских беспилотников показывает, что это иранские дроны и в них широко используются компоненты западного производства, поставляемые в обход санкций. Комментирует военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев:

Дмитрий Корнев военный эксперт, основатель портала Military Russia «Если мы посмотрим даже на отечественные процессоры «Эльбрус», то мы обнаружим, что в них отечественное, наверное, только название. Другое дело, как получают эти процессоры элементную базу, ну, да, конечно, здесь используется и контрабанда, и закупки через третьи страны, закупки через Китай, полуофициальные закупки, в том числе сюда может попадать закупка бытовой техники, где используются подобные же элементы для дальнейшего демонтажа и извлечения из нее элементной базы. Это могут быть процессоры, любая техника, это могут быть контроллеры для нефтепроводов, например. Почему в России есть вероятность производства иранских беспилотников? Во-первых, действительно, мы пока не знаем, насколько это все соответствует действительности, потому что пока, по крайней мере, министерство обороны не подтверждает как минимум вообще взаимодействие с Ираном по беспилотникам. Какой здесь может быть смысл? Первый — это ускорение и полный контроль получения готовой продукции, Россия будет полностью контролировать сроки их появления, количество, ассортимент и не будет здесь зависеть от поставок из Ирана, потому что поставки в любом случае технически могут быть прекращены в результате изменения, например, политической ситуации в Иране. Какой еще может быть смысл? Иран заинтересован в экспорте, диверсификации своей промышленности и распараллеливании процессов. Возможна ли в принципе такая ситуация? Вообще, возможна по той простой причине, что у Ирана все-таки получается производить тысячи недорогих беспилотных аппаратов, а российский ВПК за последние 15 лет почему-то так и не смог создать, даже те же самые достаточно качественные аппараты «Ланцет», которые должны были бы поступать в войска в товарных количествах, то есть сотнями, поступают скорее десятками, и видно по количеству видеозаписей, которые появляются в Сети, что в зону специальной военной операции поступила очередная партия «Ланцетов», у нас появились видеоролики об их успешном боевом применении. Потом несколько месяцев тишина, это говорит о том, что все-таки недостаточное количество их производства. Иран, вероятно, может обеспечить нам пускай более простые аппараты, пускай менее качественные, но в больших количествах».

Пока нет информации, какие именно беспилотники могут производиться российскими предприятиями. Ранее та же The Washington Post писала, что на Украине применялись аппараты-камикадзе «Шахед», переименованные Россией в «Герань».

The Washington Post запросила комментарии у росийских и иранских дипломатов. В Москве не ответили, в Тегеране сказали, что давно сотрудничают с Россией в военной, научной и исследовательской сфере, но отказались отвечать на вопросы предметно. Ранее Иран официально признал, что Тегеран продал некоторые из своих беспилотников Москве, но сделал это до 24 февраля, напоминает издание.

Израиль пока не отреагировал на информацию от The Washington Post, говорит журналист, обозреватель израильского информационно-аналитического сайта «Детали» Марк Котлярский:

Марк Котлярский журналист, обозреватель израильского информационно-аналитического сайта «Детали» «Иранская тема с повестки дня не сходит, особенно в свете того, что, во-первых, дебатируется вопрос, использует ли Россия действительно в конфликте с Украиной иранские беспилотники. Во-вторых, проскакивала информация, что в части, во всяком случае, иранских беспилотников использована схема израильских беспилотников, которые, как известно, являются одним из самых продуктивных и дееспособных беспилотников в мире, даже турецкие «Байрактары» знаменитые, по сути, это копия израильских беспилотников. Но пока на то, что написала The Washington Post, особой реакции именно на эту информацию со стороны властей не замечено, информация о планируемом производстве беспилотников на территории России — это пока лишь только информация, за которой стоят, может быть, какие-то намерения, учитывая тот факт, что иранским властям надо откуда-то, безусловно, доставлять деньги, иранцы сегодня видят Россию в качестве стратегического союзника, одного из немногих, потому что и Китай как бы с сомнением смотрит на Иран. Поэтому очень трудно предположить дальнейшее развитие ситуации, которая меняется буквально каждый день».

Как пишет The Washington Post, Иран имеет давний опыт поставок оружия протегеранским группировкам ополченцев, а также оказания помощи ключевым союзникам, чтобы те сами производили ракеты и беспилотные летательные аппараты иранской разработки. Среди прошлых бенефициаров — правительства и шиитские ополченцы в Ливане, Йемене и Сирии.