Обновлено 19 ноября в 14:35

Эммануэль Макрон рассказал о предупреждении, которое президент России Владимир Путин получил от Китая. После саммита G20 французский президент сообщил в интервью Financial Times, что Си Цзиньпин донес до Владимира Путина позицию Пекина о неприемлемости применения ядерного оружия на Украине. «Си имел возможность сказать Путину, что мы работаем вместе, мы уважаем друг друга, но вы не можете пересечь черту с ядерным оружием, и вы должны уважать международное право».

Это напоминание чрезвычайно полезно, отметил Макрон, добавив, что Китай, помимо всего прочего играет важную роль в оказании давления на Россию. В начале ноября Си впервые открыто выступил с заявлением против применения ядерного оружия в Европе и эскалации конфликта на Украине.

Москва пока никак не комментировала заявления Макрона. Можно ли из этого сделать вывод, что Кремль это и не опровергает? Комментирует главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов:

Федор Лукьянов председатель Президиума СВОП, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» «Эта шумиха вокруг применения тактического ядерного оружия на Украине, во-первых, родилась непонятно из чего, потому что ни разу никто с российской стороны о применении тактического ядерного оружия на Украине не говорил, это чисто изобретение комментаторов, в основном западных. Путин буквально в первом же обращении предупредил, что если кто-то из стран внешних, ну НАТО, захочет вмешаться в украинский конфликт, то он должен понимать, что тем самым это фактически вступление в войну с Россией, а Россия — ядерная страна, которая может при определенных обстоятельствах использовать все виды защиты. Я думаю, что прежде всего, естественно, адресатом были Соединенные Штаты. Как из этого вытекло предположение, что может быть использовано ядерное оружие на Украине против Украины, не очень понятно, это такая спекуляция. Что касается констатации того, что тактическое ядерное оружие применять не надо, это тоже такое обсуждение ни о чем, потому что та же самая Россия на «двадцатке» вот сейчас, согласовав финальный документ, фактически это подтвердила, и, собственно, и раньше говорилось об этом с российской стороны. А дальше начинаются уже игры в наперстки, Макрон должен показать свою значимость, подчеркнуть, сколь доверительные у него отношения с Си Цзиньпином, что вот они обсуждают такие важнейшие вещи, Си Цзиньпин делится с ним определенными вещами, тоже конфиденциальными. Считать, что все заявления западные, касающиеся Китая, согласованы с Китаем, это давно уже не так, они действуют, исходя из собственных пиар-интересов, и Си мог ему такое говорить, а мог и не говорить, уж точно это не предполагалось, что это будет обсуждаться публично. Но тут у Макрона, как и у всех западных лидеров, которые действуют в условиях максимальной публичности и черпают в этом собственно легитимность, так теперь принято».

В том же интервью Макрон прокомментировал коммюнике, принятое по итогам «Большой двадцатки». Сказал, что Россия получила послание от международного сообщества, и особенно от Китая, о том, что мир должен быть восстановлен, и выразил надежду, что Киев вернется за стол переговоров с Москвой. Как расценивать эти заявления? Мнение политолога Георгия Бовта:

— Это очень интересное заявление, потому что я видел, как на саммите «двадцатки» Си Цзиньпинь отчитывал молодого канадского премьера Трюдо за то, что тот поделился с газетой деталями своих переговоров с китайским руководителем. Тот был как нашкодивший школьник перед маститым Си Цзиньпином. То, что Макрон вслед за этим делится своей информацией о переговорах с китайским лидером с Financial Times говорит о том, что он получил на это санкцию со стороны Китая. То есть его устами, можно сказать, говорит председатель КНР. В последнее время даже Дмитрий Медведев, который не сдерживал себя в последнее время в выражениях, перестал упражняться в риторике на тему ядерного оружия. Если бы произошло применение тактического ядерного оружия, от России бы отвернулся не только Китай, но и Индия, и другие страны, которые пока сохраняют дружественный нейтралитет. Другое дело, что большой вопрос, хватит ли влияния у китайского лидера для того, чтобы побудить Киев и Москву сесть за стол переговоров, не надо в данном случае переоценивать его усилия. Он выражает пожелания, чтобы это произошло, но с другой стороны не надо думать, что Китай будет слишком сильно прессовать Москву и добиваться, чтобы она пошла на какие-то унизительные мирные соглашения, это не так. Китай не заинтересован в том, чтобы Россия потерпела поражение на Украине, потому что тогда он останется один на один с США, что для него, я думаю, было бы нежелательно.

— Турецкий лидер провел телефонный разговор с Путиным, и канцелярия Эрдогана сообщила, что в ходе разговора обсуждалась в том числе недавняя встреча главы ЦРУ Бернса и главы СВР Сергея Нарышкина. В частности, Эрдоган заявил, что контакты глав двух разведок сыграли ключевую роль в предотвращении неконтролируемой эскалации. Как бы вы расценили такие заявления?

— С самого начала мы с вами говорили, что контакт Бернса и Нарышкина — это было последнее китайское или последнее американское предупреждение насчет того, чтобы тактическое ядерное оружие не было использовано на Украине. Могу лишь повторить, что в последнее время мы не видим этой риторики не только из уст российских политиков, но даже и на ток-шоу. Ток-шоу на телевидении просто так не устраивают, как известно, они имеют сценарий.

— Как вы думаете, в этом случае роль Эрдогана сопоставима с ролью Си Цзиньпина или все-таки главную, ведущую роль играет китайский лидер?

— Эрдоган и Си Цзиньпин сопоставимы в данном случае, потому что Эрдоган даже как-то роднее уже российскому руководству, они с ним столько уже часов вместе провели, что уже пора им породниться. Но если говорить серьезно, то мне кажется, что ни Си Цзиньпин, ни Эрдоган не в силах усадить сейчас Зеленского за стол переговоров, вот в чем дело. Потому что российская сторона была бы готова в данный момент на фоне конкретной ситуации сесть и поговорить о том, что можно было бы сделать. Но Киев пока не выражает такой готовности, будучи уверенным в том, что он может развить успех на поле боя и дальше.

Глава Крыма Сергей Аксенов заявил, что в Крыму под контролем властей проводятся работы по созданию фортификационных укреплений для обеспечения безопасности жителей полуострова, и что безопасность в первую очередь будет обеспечиваться «мероприятиями в Херсонской области».

Сегодня же, 18 ноября, днем президент России Владимир Путин впервые с февраля провел в Кремле очное оперативное совещание с постоянными членами Совета безопасности, где обсуждались вопросы совершенствования гражданской обороны по всей стране. Это все, что Кремль сообщил о теме собрания.

Россия постоянно подчеркивает, что все случаи применения ядерного оружия прописаны в ядерной доктрине РФ, а МИД в середине октября подтвердил, что Россия в полной мере соблюдает свои обязательства о неприменении ядерного оружия против Украины. В министерстве подчеркнули, что, согласно Будапештскому меморандуму, Россия не может угрожать применением ядерного вооружения против неядерных государств.