Якутского журналиста оштрафовали за «дискредитацию армии» из-за упоминания слова «фронт». Согласно решению Якутского городского суда, заместитель главного редактора издания «Якутия.Инфо» теперь должен заплатить штраф 30 тысяч рублей. Защита журналиста будет обжаловать это решение, и опрошенные Business FM юристы уверены в их успехе. Как минимум потому, что указанный выше термин использует министр обороны России.

Вся эта история по большому счету состоит из нескольких цитат. Высказывания журналиста легли в основу административного производства. Замглавного редактора издания «Якутия.Инфо» Тимофей Ефремов вышел в эфир телеканала «Дождь» (признан иноагентом) с комментарием по поводу акции против мобилизации, на которую вышли якутские женщины. Ефремов напомнил, что в аналогичных мероприятиях в других городах участвовали разные люди, и мужчинам, которых задерживали на подобных митингах, вручали повестки. И далее в постановлении суд приводит цитату Ефремова: «Видимо, ожидалось что-то вроде такого. Но вот собрались женщины, а женщину же на фронт не отправишь». И Якутский городской суд, исходя из этого, выносит следующее решение:

«В своем выступлении Ефремов Т. А. дискредитировал Вооруженные силы Российской Федерации, использовав слово «фронт» применительно к специальной операции. Министерство обороны Российской Федерации и президент России (в обращении от 21 сентября 2022 года) не использовали слово «фронт», а использовали «линия соприкосновения». Слово «фронт» применимо к конфликту, обозначаемому словом «война», тем самым Ефремов Т. А. выражал свое мнение, формируя мнение окружающих об участии Вооруженных сил РФ не в специальной военной операции, проводимой в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, а в «войне», тем самым подрывал доверие к Вооруженным силам РФ, дискредитировал проводимую Вооруженными силами РФ специальную военную операцию по демилитаризации и денацификации Украины, искажал ее цели и задачи, провоцировал создание негативной оценки Вооруженных сил РФ».

А вот, собственно, цитата министра обороны Сергея Шойгу, как раз от 21 сентября: «Эта мобилизация, частичная мобилизация, она так, 1% или чуть больше от общего мобилизационного ресурса. Сама линия соприкосновения, можно называть и линией фронта, можно — линией соприкосновения, она больше 1000 километров».

То есть можно так называть, но не всем. Журналистам федеральных каналов можно. По словам главного редактора информагентства «Снег» (Якутия) Виталия Обедина, главе республики Айсену Николаеву тоже можно — и он называет. А вот с Тимофеем Ефремовым случай особый:

Виталий Обедин главный редактор информагентства «Снег» (Якутия) «Тут надо понимать контекст. Во-первых, Тимофей это озвучивал на телеканале «Дождь», который у нас в России официально признан иноагентом. Второе — это был комментарий по поводу событий, которые вызвали большой общественный резонанс в Якутии. Конкретно по поводу митинга якутских женщин, и тот факт, что Тимофей из издания «Якутия инфо», которое считается если не оппозиционным, то, скажем так, слишком независимым. Поэтому тут дело даже не в том, что он использовал слово «фронт», а в том, что он использовал слово «фронт» именно касательно этих событий».

Юристы, опрошенные Business FM, говорят, что постановление Якутского городского суда не выдерживает никакой критики и, по идее, в апелляции штраф точно должен быть отменен. Но как будет на практике — неизвестно.