Перевозка российского зерна через Казахстан стала экономически нецелесообразной
РЖД попросили казахстанских коллег снизить тарифы на транзитные перевозки зерна еще в сентябре, но изменений не последовало. В итоге маршруты поставок в Центральную Азию и Китай стали нерентабельны, особенно на фоне снижения цены на зерно
Читать на полной версииРЖД просят коллег из Казахстана уменьшить тарифы на транзитные перевозки зерна. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на Российский зерновой союз и источники в РЖД. Эксперты же говорят чуть ли не о заградительных тарифах, из-за чего перевозка зерна через Казахстан стала «экономически нецелесообразной».
Как указывают источники в Российских железных дорогах, письмо коллегам из Казахстана с просьбой снизить транзитные тарифы, было направлено еще в сентябре. Изменений, впрочем, не произошло. Поставки российского зерна в Центральную Азию и Китай стали «экономически нецелесообразными», указывают в Российском зерновом союзе. Тревожность разделяют и аграрии, среди коллег разговоры только об этом, рассказал Business FM фермер, руководитель крестьянско-фермерского хозяйства Колесниковых Сергей Колесников:
— Рынок-то все равно для всех проблема. Низкие цены на зерно — мы, конечно, это чувствуем даже и по коллегам своим. Сворачивают все планы, люди в оторопении каком-то находятся. То есть цены нет, какой-то перспективы нет, цена на кукурузу еще упала (там меньше 10 рублей), пшеница чуть выше 10 рублей. В зерне сидят, продажи слабые.
— Продажи слабые, потому что экспорта нет?
— Да, то есть вы понимаете, мы на юге находимся, это все уходило в Новороссийск, грубо говоря, то есть на баржи и за рубеж. А сейчас продажи идут, но очень вяло. Все размышляют: стоит ли вкладываться в удобрения, инвестироваться?
Впрочем, не у всех есть проблемы. Фермеры, ориентированные на внутренний рынок, и только частично — на внешний, особых проблем за последние полгода не ощутили, отмечает гендиректор ростовской агрофирмы «Целина» Виктор Бородаев:
— Наше зерно все идет водой, с глубоководных портов — Ростов, Азов. Здесь на малые суда до 5 тысяч тонн идет загрузка, а дальше она перегружается на Тамани, в Новороссийске. А вот непосредственно уже получатели того зерна — я не знаю. Я знаю, кто у меня покупает, но оно идет всему миру. Раньше это были Турция, Египет.
— С февраля что-то изменилось?
— На экспорт отправляется зерно, даже скопление транспорта в пунктах приемки. Нельзя сказать, что мы пострадали, нет. Думаю, что немножко посложнее нашим коллегам, которые живут подальше от портов.
Сейчас, как уточняют «Ведомостям» в РЖД, российское зерно по железным дорогам не поставляется ни в Узбекистан, ни в Туркменистан, ни в Китай — а это были наши традиционные импортеры. Трудности есть с поставками в Афганистан, закрыта Киргизия. Казахстан мог бы стать спасением, однако транзитный тариф привязан к курсу швейцарского франка, поясняют в РЖД. Из-за этого перевозка зерна по российской территории обходится в несколько раз дешевле, чем по территории Казахстана. Но адекватная альтернативная логистика по России просто не была выстроена, нужды в ней не было все последние годы.
Строго говоря, высокие транзитные тарифы у Казахстана были всегда, Россию это устраивало. Однако в условиях жесткой подсанкционной ситуации, логистических ограничений, низкого курса доллара, а значит, переукрепленного с точки зрения экспортеров рубля ситуация заиграла по-новому, говорит главный редактор портала Agrotrend.ru Николай Лычев:
Николай Лычев главный редактор портала Agrotrend.ru «Есть информация о том, что казахская сторона в некоторых случаях либо реэкспортирует российское зерно, либо продает больше своего зерна, чем могла бы продавать, и потребляет российское. Текущий тариф невыгоден для экспорта российского зерна. В рамках Таможенного союза, да, в рамках неких договоренностей между странами, которые включены по Таможенному союзу, эти тарифы необходимо снизить. Альтернатива, конечно, есть. Если мы говорим про Китай, это экспорт российского зерна напрямую по железной дороге, в том числе и Забайкалье, Дальний Восток. Поэтому рано или поздно мы, конечно, вывезем те 56-60 млн тонн, которые запланированы, но нам нужно выровнять условия его перевозки, в том числе и ж/д тарифы и по России, и по Казахстану. Участники этого рынка ждут более льготных тарифов».
Никаких прямых санкций на российское зерно и удобрения пока не было наложено. Однако есть ограничения, затрагивают поставки косвенно — российским судам запрещают заход во многие порты, отказывают в страховках. Заманчивость стабильного экспорта на восток напрямую по железным дорогам выросла с февраля значительно.