В России сокращают маршруты общественного транспорта. Есть как минимум две причины
Среди причин эксперты выделяют оптимизацию маршрутов и нехватку комплектующих, возникшую после введения санкций. Мнения экспертов относительно того, что из этого имеет большее значение, расходятся
Читать на полной версииВ России сократили 200 маршрутов общественного транспорта. По данным исследования компании Simetra, за последний год в 84 крупнейших городах закрыли 190 автобусных и десять троллейбусных линий. Общее число маршрутов уменьшилось почти на 4%.
Количество автобусов в городах, которые изучались в рамках исследования, сократилось на 7%, парк троллейбусов и трамваев — на 3%. Все это в основном очень старый транспорт. По данным лизинговой компании ГТЛК, которая в том числе занимается поставками городского транспорта, всего в России насчитывается 440 тысяч автобусов, из них 84% — за пределами нормативного срока. Средний возраст составляет 17,4 года при полезном сроке использования десять лет. Пополнять парк новой техникой мешают в том числе санкции, говорится в исследовании Simetra. Но дело не только в них, считает руководитель группы общественного транспорта Simetra Юрий Сурнин:
Юрий Сурнин руководитель группы общественного транспорта Simetra «Снижение числа маршрутов — где-то это результат реформы, где-то — стагнирующего сервиса. В сокращении числа маршрутов разные причины. Самых важных — две. Первая: кончился запас ресурсного обслуживания или идет сокращение востребованных направлений. Вторая причина: исключение дублирования в процессе оптимизации маршрутной сети».
Под реформой понимается оптимизация маршрутов. В ряде регионов власти действительно активно работают в этом направлении: вместо трех старых «Газелей» ставят на маршрут один большой автобус. Убирают дублирующие маршруты, отказываются от маловостребованных прямых маршрутов, предлагая альтернативу с пересадкой: где-то это происходит не очень болезненно, потому что пересадку делают бесплатной, где-то люди сильно возмущаются, потому что приходится платить дважды. Но, по словам председателя Общероссийского объединения пассажиров Ильи Зотова, в основном число маршрутов сокращается именно из-за оптимизации, и это правильный путь. Что же касается проблем с поставкой комплектующих, то они есть, но драматизировать ситуацию не стоит, указывает специалист:
Илья Зотов председатель Общероссийского объединения пассажиров «Все заводы, которые работают, загружены практически на 100% в части производственной техники. Это и КамАЗ, и «Группа ГАЗ», и Volgabus — все предприятия сейчас загружены. Более того, для того чтобы дать возможность российским городам обновлять транспорт, используются также промышленные мощности и других автозаводов, в том числе заводы Узбекистана, Белоруссии и других государств, которые так или иначе производят технику. Все эти предприятия загружены сейчас. Есть определенные сложности в части поставок компонентов, но предприятия стараются сделать так, чтобы локализация была на уровне 100%, и все детали производить в России. Вся та техника, которая заявлена, будет поставлена в регионы либо в этом году, либо в начале следующего года. Все это растягивается по времени, но в любом случае все детали, все компоненты, которые заявлены, оплачены регионами и будут поставлены».
Но даже если оптимизация маршрутов в регионах идет в правильном направлении, еще две цифры в исследовании Simetra заставляют задуматься. Так, по их данным, за последний год средний интервал движения общественного транспорта в 84 крупнейших городах России вырос с 16 до 19 минут, а среднее ожидание на остановке любого маршрута увеличилось с 1,8 минуты до 2 минут. Притом что, по данным Росстата, за девять месяцев этого года пассажирооборот автобусного транспорта снизился на 1,2%.